"Если разумно оценить результаты британского референдума, то выяснится, что британцы не голосовали против экономической интеграции с Европой, избиратели не голосовали против свободного перемещения товаров и услуг. Просто в результате референдума избиратели предоставили своему правительству больше прав для защиты своих национальных интересов. Суть британского референдума в том, что британская нация ставит свои национальные интересы выше космополитических течений в коридорах ЕС, - пишет Юрис Пайдерс на страницах "Неаткариги".
Рациональная интерпретация его итогов не означает обязательство парламента немедленно денонсировать все регулы и директивы ЕС. Последние 35 лет правовая система ЕС была связана с британской и уже является частью национальной правовой системы Великобритании. Она существует и будет оставаться в силе на всей территории Великобритании в течение длительного времени. В конце концов, лучше работать по стандартам ЕС, нежели вообще без стандартов.
На референдуме не стоял вопрос об отмене всех регул ЕС. Поэтому и после референдума останутся в силе практически все нынешние законы и нормы ЕС.
Мандат референдума - на дальнейшее будущее, сейчас правительство Великобритании и парламент могут свободно принимать или отклонить любые постановления, которые исходят от ЕС.
Это, в свою очередь, означает, что в ближайшем будущем не будет никаких рациональных аргументов в пользу ограничения свободного перемещения товаров, услуг и потоков капитала между ЕС и Великобританией. Вопросы об уменьшении уровня экономической интеграции Великобритании надо будет решать не сейчас, но только в том случае, если Великобритания отменит или не примет какую-либо существенную регулирующую норму ЕС, что поставит под серьёзную угрозу экономические интересы государств-членов ЕС.
Поэтому призывы немедленно порвать все отношения с Соединенным Королевством, звучащие на уровнях ЕС, не рациональны, но их следует рассматривать как эмоциональные вспышки, обусловленные внезапными проявлениями ненависти и жажды мести.
Причина ненависти очень серьёзна. Британский референдум разрушил миф ЕС о том, что это союз государств, наделённый аурой непрерывного успеха и безостановочного прогресса, что это идеальный союз, в который все только и желают вступить, а покидают только последние неудачники и маргиналы.
Впредь ЕС следует рассматривать не как вечный и неразрывный брак, но как союз, заключенный на время - до тех пор, пока нахождение в нем соответствует национальным интересам государств-членов, и членство может быть прекращено, если союз будет им вредить.
В конце концов, до сих пор было нормальным отказываться от вступления в ЕС. Правительство Исландии в 2013 году такое решение приняло без референдума. Швейцария один раз (в 1992 году), а Норвегия дважды (1972 и 1994) отказалась вступить в ЕС путем референдума.
Демонстрируемые на уровне ЕС попытки наказать и унизить Великобританию, например, обсуждая в Совете ЕС вопросы без присутствия британского премьера (хотя юридически Великобритания до сих пор не вышла, но получено только волеизъявление избирателей), следует воспринимать как действия по удержанию других государств-членов ЕС от аналогичного шага.
Только у такого действия нет ничего общего с реальными интересами государств-членов ЕС и их обществ. В наших общих интересах — обеспечить, чтобы отделение произошло по возможности безболезненно.
До сих пор визги всех образованных и якобы умных людей о том, что ЕС непогрешим и божественен, а все англичане - негодяи и уроды, напоминает порой наблюдаемые процессы разводов, когда бывшие супруги превращают развод в эмоциональный террор друг против друга, нанимая в ряды сторонников своей линии общих родственников и друзей.
Превращение отделения Великобритании в экономическое и психологическое наказание одной нации вредит всему миру и интересам всех стран-членов ЕС. При этом совершенно недопустимо использование лидерами ЕС в отместку за результаты британского референдума поддержки сепаратистов в Шотландии и Северной Ирландии.
Конечно, избиратели Шотландии и Северной Ирландии выразили явное желание остаться в ЕС. Совершенно недопустимо требовать, чтобы эти территории сперва объявили о своей независимости, чтобы после этого вернуться в ЕС.
До сих пор в системе ЕС считалось нормальным, если какая-то часть страны остаётся вне ЕС, а другая часть страны является членом ЕС. Еще в 1973 году, когда Дания, вместе с принадлежащей ей Гренландией стала членом ЕС, автономные Фарерские острова остались вне ЕС.
В 1982 году население Гренландии на референдуме выразило желание выйти из ЕС (с незначительным перевесом - 53%). Поэтому сейчас, хотя Дания и является членом ЕС, часть её территории (Гренландия и Фарерские острова) вне юрисдикции ЕС.
Почему бы не создать модель (конечно, с согласия народов Великобритании), в которой при выходе Великобритании из ЕС, две автономные ее части (Шотландия и Северная Ирландия) останутся в составе ЕС не провозглашая независимости?
Даже развестись можно, сохраняя честь и достоинство, не унижая друг друга".