"В латышском обществе к Саласпилскому мемориалу уже давно возникла аллергия, потому что часть русскоязычной публики это место из низкой политической корысти, превращает в «священную корову» и использует для распространения исторических фальсификаций и для оправдания советской оккупации, - негодует в "Неаткариге" Элита Вейдемане.
Именно поэтому появилась необходимость в восстановлении экспозиции мемориала, чтобы сделать ее исторически правдивой. К этой работе приступили историки и один из них - заведующий кафедрой общественной истории Музея оккупации Латвии, доктор истории Улдис Нейбургс.
- В просоветских СМИ зачастую можно прочитать ужасные рассказы о детях, привезённых из Белоруссии, заключённых в Саласпилский лагерь, которых затем продали в рабство местным латышским кулакам.
- Вот история Семена Исемина. Весной 1943 года во время операции по борьбе с советскими партизанами «Зимнее очарование» его родители были застрелены, а его вместе с братом и сестрой отправили в Саласпилс. Брат и сестра умерли, а Семен выжил в основном потому, что попал в Рембатскую волость — в семью Граудиней. Отец семьи был начальником местных айзсаргов, его убили советские оккупанты, в живых остались его жена и две дочери.
Семья вырастила Семена как своего ребёнка, и он до сих пор помнит, что Граудини были очень добры, возможно, даже лучше, чем его родные родители.
Было немало детей, которых латышские семьи из сострадания забрали из Саласпилского лагеря, и местные самоуправления внимательно следили за тем, чтобы семьи были благополучными и ответственными при приёме детей. Ещё сейчас в Латвии живут дети, которых спасли в то время, теперь уже взрослые люди. Конечно, каждый случай индивидуален, не всем повезло. Но мы поговорили со многими спасёнными, и подавляющее большинство с благодарностью вспоминает семьи, в которые они попали после Саласпилса.
...Мы не делаем из мемориала Диснейленд, мы создаём серьёзную экспозицию, человечно, и в то же время информативно.
В советское время образ этого лагеря был изрядно преувеличен: якобы было 100 000 жертв, каждый день кого-то брали и расстреливали... Новая экспозиция будет ближе к реальности.
Будет информация о лагере советских военнопленных, о могилах немецких военнопленных, обнаруженных несколько лет назад, будет информация о старом гарнизонном кладбище, где хоронили тех, кто погибал в Саласпилсе. И ещё мы откроем помещение, которое будет посвящено самому Саласпилскому мемориалу. Здесь смогут происходить также международные пленэры, посвящённые архитектуре.
Экспозиция может развиваться: мы будем создавать образовательные программы о различных группах заключённых, например, детях, военнопленных или политзаключённых. Новая экспозиция станет хорошим местом, где можно будет рассказать о сложной странице истории Латвии в ХХ веке, в которой переплелись разные нации, государства, идеологии и воспоминания.
- Российское ТВ-шоу «Время покажет» даже посвятило целый выпуск вашей книге «За этими воротами стонет земля». Мол, Латвия фальсифицирует историю.
- Ну, конечно. Мы ее еще и переписываем, не просто фальсифицируем ...
И - самое главное - у нас есть какие-то идеологические цели, а именно, приуменьшить преступления латышских коллаборационистов. К сожалению, трудно, даже невозможно изменить то, в чем людей убедила пропаганда.
- Особенно в том случае, если работает такая пропагандистская машина, как в России.
- Я думаю, что новую экспозицию мы откроем в январе, но работа на этом не завершится. Поступят ещё новые материалы и свидетельства, и мы этой странице истории отведём подобающее место. Это не значит, что выделим одних, но умолчим о других: мы покажем общую картину. Наша работа основана на новейших исторических исследованиях и новшествах в музеологии.
- Местная публика, находящаяся под влиянием пропаганды Кремля, по-прежнему верит, что в Саласпилсе было убито около 100 000 человек. В русскоязычных СМИ часто повторяется тема убитых в лагере в Саласпилсе. Сколько же их было на самом деле?
- Цифры, которые можно доказать, это около 23 000 заключённых, из которых 2 тысячи умерли, плюс тысяча евреев. Надо понимать, что убийство даже одного человека является преступлением, и этот лагерь, несомненно, является преступным, но в духе советской пропаганды раздуть количество погибших до сотни тысяч, как делают русскоязычные СМИ - это абсурд.
В нашей экспозиции главный акцент не на цифрах. Конечно, цифры фигурируют, но куда важнее показать судьбы заключённых. Мы памятуем о жертвах, осуждаем преступников и тоталитарные режимы, а также упоминаем конкретные лица, совершавшие преступления. Но мы не можем говорить о какой-то коллективной ответственности, приводя в ярость народы, которые в настоящее время живут в Латвии, и мы не присоединяемся к тем, кто пытается переложить на латышей преступления нацистов."
А вот один из наших текстов про Саласпилс
"Голову я поддерживала руками, шея не держала от истощения"
И делайте с нами что хотите.