"Вместо cпоров о том, кого же назначить главой комиссии по расследованию «дела олигархов», политикам и обществу стоило бы обеспокоиться резким спада рождаемости и убылью населения. И влиянием объявленной налоговая реформы на демографию, - пишет Байба Лулле в "Неаткариге".
Если после кризиса с 2011 по 2016 год можно было заметить небольшой прирост рождаемости, то с середины 2016 года, особенно в этом году, виден спад – в первом квартале года на 365 или 7% новорожденных, всего за полгода еще хуже – минус 900 младенцев по сравнению с первыми шестью месяцами 2016 года.
При этом число зарегистрированных браков несколько выросло, но по какой-то причине пары сознательно не спешат рожать. И после кризиса жители продолжают эмигрировать. С 2000 по 2016 год официальная статистика показала отъезд 17,2% или 410 000 человек, только за первые шесть месяцев этого года 12,3 тысячи (данные ЦСУ). Мы теряем примерно 70 человек в день! И какова реакция?
Прямыми действиями в поддержку семей в новопринятой налоговой реформе можно посчитать повышение льготы за иждивенцев, которая в этом году составляет 175 евро, в будущем году обещают 200, в 2019 году – 230, в 2020 году – 250 евро. Ликовать не приходится: для бездетных реформа выгоднее, чем для семей с детьми.
За счет роста минимальной зарплаты и необлагаемого минимума человек без детей в месяц начнет получать на 79 евро больше, то у работника с двумя детьми в кошельке прибавится только 32 евро. Минфин даже не пытается сделать вид, что демография была приоритетом.
треть всех работающих в Латвии заняты в госсекторе, таким образом, помимо пенсионеров, детей и других экономически неактивных жителей двум работникам надо содержать еще и одного сотрудника госсектора.
Специалистам правительственного уровня обещаются зарплаты до 5000 евро, о каких даже успешные бизнесмены могут только мечтать.