12 августа в городе Саров состоялось прощание с погибшими. Накануне ученые из Российского федерального ядерного центра рассказали о взрыве ядерного устройства во время испытаний, а также об утечке радиации.
«Установили прямыми измерениями и сравнением измерений, что да, было повышение радиационного фона в два раза и длилось не более часа. Никаких остаточных радиоактивных загрязнений ни наши эксперты, ни внешние эксперты не зарегистрировали», — заявил в связи с аварией Александр Чернышев, заместитель руководителя Российского федерального ядерного центра.
Опасно ли произошедшее для стран Балтии? Латвийский эксперт, морской геолог и ученый Константин Ранкс уверен, что в оценке данного события надо использовать правильную терминологию и не преувеличивать уровень опасности. Поскольку между ядерным взрывом и взрывом ядерного устройства существует огромная разница.
«Что такое взрыв ядерного реактора? Взрыв реактора — это машина, в которой находится ядерное топливо, и вы можете его взорвать чем угодно. Тротиловой шашкой, гексогеном. Он разрушится, и произойдет радиоактивное заражение. Но это не будет ядерный взрыв, как в атомной бомбе. Поэтому не нужно сравнивать атомную бомбу и приплетать ее».
Ученый уверен, что, произойди в Северодвинске ядерный взрыв, об этом сразу бы узнал весь мир. В настоящий момент у Латвийской государственной службы окружающей среды работают 20 стационарных станций радиологического контроля, которые равномерно размещены по всей территории страны. Данные с них доступны всем жителям Латвии и находятся в открытом виде на домашней странице службы. Там же можно посмотреть данные по радиации в целом по Европе и даже конкретно в Северодвинске. В 30 километрах от местах происшествия.
Даце Шатровска, директор центра радиационной безопасности Госслужбы окружающей среды, рассказала: «Данные меняются каждые десять минут. Это значит, что мы с большой частотой можем получать актуальные показатели. Доступна информация за последние десять дней. И по результатам мы видим, что средний уровень радиации не сильно изменился. Повышенный уровень радиации не зафиксирован».
Кроме того, в ведомстве сообщили: в случае фиксации резкого скачка радиационного фона оповещаются оперативные службы и вступает в силу план гражданской обороны. На уровне правительства принимается решение и происходит оповещение населения — с рекомендациями о том, что нужно делать в текущий момент.