Почему местный лучше?
При выборе меда лучше всего ориентироваться на продукцию из нашего климатического региона. И латвийский мед ценится из-за разнообразия его сортов. К тому же во время цветения растения нашей полосы производят больше нектара, чем южные собратья, - чтобы пчелы опылили цветы пыльцой за очень короткое время.
У нас чаще всего мед полифлерный, когда насекомые собирают нектар с различных растений, цветущих в полях, лесах и садах. Он обладает бактерицидными свойствами, которые зависят от количества содержащихся в нем ферментов, определяющихся так называемым диастазным числом.
В некоторых латвийских сортах это число может достигать 40. Вот почему даже палочка Коха не может выдержать в качественном меде более трех часов. Продукты, такие как сливочное масло, мясо, могут храниться в нем несколько месяцев без порчи.
В Латвийском обществе пчеловодов состоит около 180 хозяйств. Ежегодно в Латвии собирают от 700 до 2 000 тонн меда. В этом году умеренно жаркое лето благоприятствовало медосбору. Но крупных пасек у нас мало, поэтому похвастаться существенными объемами экспорта мы не можем.
В основном товар расходится внутри страны. Но если пасечник производит мед на продажу, то он должен быть зарегистрирован в Продовольственно-ветеринарной службе как производитель и в Службе государственных доходов как лицо, занимающееся трудовой деятельностью, - налогоплательщик.
Конечно, для потребителя, имеющего своего постоянного пасечника, это обстоятельство мало что значит. Для него важнее, чтобы ему продавали настоящий мед, а не подделку.
Для того чтобы получить столовую ложку (около 30 г) настоящего лечебного меда, 200 пчел должны трудиться целый день, порой пролетая за нектаром по несколько километров. Им можно облегчить задачу, поставив около улья тарелку с сахарным сиропом.
Выход меда возрастет в разы, вот только это уже будет лишь сладкая субстанция. Ферментов - ничтожное количество, и пользы для здоровья от употребления такого меда не будет никакой. Кроме того, в начале осени существует вероятность нарваться на незрелый мед.
Пчеловоды не дожидаются его созревания и начинают откачку еще в разгар медосбора, чтобы поскорее его продать и заработать деньги. Такой мед мало обогащен ферментами и быстро закисает. По консистенции он жидкий, так как содержание воды в нем порой вдвое превышает норму. Но как же, не имея микроскопа и другого сложного оборудования, определить подделку?
Произведён в ЕС
Уважающий себя пасечник на этикетке обязательно укажет адрес пасеки, номер телефона, сорт меда и дату производства. Но продукция, по большей части реализуемая в супермаркете, безымянна. Указаны только координаты оптовой фирмы.
В Латвии имеются несколько крупных фирм, которые скупают мед за границей, в том же Китае.
В Поднебесной ежегодно выпускается 305 000 тонн меда. Естественно, тамошние пчеловоды в состоянии залить сладкой продукцией весь мир. В этой стране благодаря климату пчелы работают круглый год без перерыва. И производимый ими мед стоит примерно в три раза дешевле латвийского. Но насекомые просто не успевают выработать в нем ферменты, поэтому это просто сладкая масса, а никак не полезный продукт, обладающий бактерицидными свойствами.
Такой мед закупают европейские, в том числе и латвийские, оптовые фирмы, разливают по банкам, указывая на этикетке «Произведен в ЕС», и отправляют в продажу. Покупателей он привлекает прежде всего низкой ценой. Однако зачастую цена на качество не влияет.
Несколько лет назад журналисты программы Aizliegtais paNEmiens ("Запрещенный прием") на LTV-1 сдали на лабораторный анализ 14 образцов меда, закупленного в супермаркетах. Результаты оказались шокирующими.
К примеру, мед бренда I love eco, который фасуется в Дании и на котором указано, что продукт пришел из Болгарии и Румынии. Его биологическая ценность минимальная, так как диастазное число составило 11,4. Одновременно у данного образца уровень гидроксиметилфурфурола составил 57,6. Это означает, что мед перед расфасовкой разогрели так, что он потерял свою биологическую ценность.
Кроме того, гидроксиметилфурфурол является канцерогенным веществом, уровень которого, согласно правилам Кабмина Латвии, не должен превышать 40 единиц. Исключение - мед, полученный в тропическом климатическом поясе: уровень гидроксиметилфурфурола в нем не может превышать 80. В других образцах диастазное число было еще меньшим.
Так, у меда фирмы Vinnis оно составило 9,9, а у продукции от литовской фирмы Medaus pirkliai - 8,6. Это наглядно свидетельствует о том, что потребителям предлагают сладкий сиропчик, а не целебный эликсир.
Определяем подделку
Прежде всего узнайте, каким должен быть цвет сорта, который планируете приобрести, чтобы не запутаться в информации на этикетке. Сейчас для этого достаточно набрать соответствующую фразу в интернет-поисковике.
Каждому сорту присущ свой цвет, который варьируется от всех оттенков желтого до коричневого: липовый мед имеет янтарный цвет, гречишный предполагает все оттенки коричневого, цветочный — светло-желтый, клеверный - практически бесцветный, подсолнечниковый — золотисто-желтый. Но этот совет не действует, если вы покупается полифлерный мед.
Его окраска может быть разных оттенков - от светло-янтарного до темно-коричневого. Однако есть одно существенное обстоятельство: любой качественный свежий мед должен быть прозрачным вне зависимости от сорта.
Существенным подспорьем при выявлении фальсификата служит обоняние. Мед обладает ярко выраженным ароматом. Если его разводили сиропом, запах будет еле различим. Можно провести и нехитрый тест, растерев между пальцами немного вещества: натуральный мед однороден и должен впитаться в кожу; если же ощущаются крупинки и вещество ложится неровно, это говорит о низком качестве продукта.
Осенью, во время заготовок, продукция этого урожая должна быть жидкой. Но ее обязательно нужно перелить в стеклянную банку. В пластмассовой таре мед хранить не следует, поскольку возможно взаимодействие продукта с пластмассой с образованием вредных для здоровья веществ.
Через несколько месяцев мед кристаллизуется (засахарится). Поэтому когда зимой вам предлагают жидкий мед, от покупки лучше отказаться. Дело в том, что фальшивый мед или же его аналог, содержащий чрезмерное количество сахарного раствора, не кристаллизуются.
Еще один признак качественного продукта - «ледяные цветы» на стенках банки: мед отменного качества может оставлять такие следы. Белый слой, который образуется на кристаллизующемся меде, является не чем иным, как кристаллизовавшейся глюкозой. Это показатель того, что продукт натуральный, влажность у него низкая и хранился он в хороших условиях.
Александр ФЕДОТОВ