Автор идеи предлагает изменить пятый пункт Конституции Латвийской республики. Сейчас он гласит: «Сейм состоит из 100 народных представителей». Инициатор предлагает цифру 100 заменить на 50. Так по его мнению на каждого ляжет больше ответственности, да и в более узком кругу депутатам будет проще договориться.
Под инициативой подписались более 10 000 человек, среди которых и Дайга. Свою позицию она аргументировала так: за депутатами станет проще присматривать.
«Незачем оплачивать работу тех, кто говорит не свое мнение, а мнение партии. И второе – если их будет меньше, то наблюдать за ними – кто что сказал или сделал – станет проще».
По мнению Дайги, мы убиваем двух зайцев сразу: и бюджет экономим, и ближе знакомимся с народным избранником. Эксперт центра общественной политики Providus Валт Калниньш отметил, что сейчас из 100 парламентариев действительно работают не все, но такое есть абсолютно в любом парламенте: не все депутаты будут работать, даже если их станет меньше.
«Конечно, реально, надо признать, не все 100 депутатов много занимаются особенной практической работой над законопроектами. И так всегда будет. Если 50 честно работают над законодательством, то 50 этого не делают. И тогда останется всего 50 депутатов, на чьи плечи это все ложится. Если будет 60 депутатов, то останутся 30, которые реально будут на себя брать работу».
Как бы то ни было, но, по мнению эксперта, сократить число депутатов – это значит существенно усложнить работу парламента. Более того, Калниньш считает, что число парламентариев не мешало бы даже увеличить.
«Парламент должен заниматься законодательством в больших и разных сферах. Существует просто необходимость иметь достаточное количество членов, которые могли бы заниматься специфической работой в конкретных отраслях. Если мы посмотрим на число комиссий парламента, то их оснастить достаточным количеством членов из меньшего количества депутатов просто не получится».
Сейчас в Сейме работает 16 комиссий, члены которых и подготавливают законопроекты. Эксперт по конституционному праву Янис Плепс отметил, что в принципе изменения в Конституции возможны. Более того: она уже менялась 13-14 раз. Однако Плепс тоже подчеркнул, что сокращение числа депутатов усложнило бы работу комиссий:
Если мы смотрим в контексте Европы, то есть Люксембург, Сан-Марино, где очень маленькие парламенты, там меньше 50 членов, но там и парламент работает по-другому – нет комиссий».
В Латвии число депутатов в парламенте одно из самых маленьких в Европе. В соседних Эстонии и Литве парламентариев больше нашего: 101 и 141 соответственно. К слову, политолог Ояр Скудра согласен, что во избежание патовых ситуаций и нам следовало бы обойтись без круглой цифры, но точно не за счет уменьшения количества народных избранников: это грозит авторитаризмом.
«Это проявление настроений, которые ведут к авторитаризму. Так мы заявляем, что демократия во времена первой республики потерпела крах, так как в парламенте тогда уже было 100 мест. Такая идея является совершенно ошибочной. Это стремление к концентрации власти».
Идея о сокращении числа депутатов появилась на портале общественных инициатив manabalss.lv четыре года назад. По сути, это было предложение по выходу из кризиса – мы не закрываем больницы, не уменьшаем зарплаты, а сокращаем «штат» депутатов. Однако Ояр Скудра считает такой довод безосновательным: государство и демократия стоят денег.
«Независимое государство, а тем более демократическое – стоит денег. Если у людей нет идей как больше производить товаров и услуг с добавочной стоимостью и больше их продавать, а вместе того искать пути, чтобы сделать демократию дешевле и проще, двигаясь в сторону авторитаризма, то это тревожный звонок нашей политической культуры. Готовы ли мы платить за демократию?»
Интересные мнения по теме появились в Интернете. Люди предполагают, что лимит в 50 мест не будет означать, что в Сейм попадут самые лучшие и умные. Пройдут победители в соревновании плюсов и минусов в избирательных бюллетенях, и парламент окажется представлен полусотней популярных политиков с активной предвыборной кампанией. Есть у пользователей также опасения, что те 50, которые останутся за бортом, все равно будут занимать высокие должности, так что вопрос сокращения – это лишь вопрос перемены мест слагаемых.