Dienas jautājums: vai var kļūt par latvieti? Vai tikai piedzimt?)
— Ilya Kozin (@ilya_kozin) January 18, 2020
Лаконичный, но провокационный вопрос латвийского журналиста Ильи Козина положил начало многодневному и острому обсуждению темы: как стать латышом.
"Вопрос дня: можно ли стать латышом? Или только родиться?" - поинтересовался у пользователей Twitter Илья Козин и уже через день пожалел, поскольку комментарии, которые ему щедро раздавали латышские сограждане, быстро превратились из дельных и оригинальных в оскорбительные и унизительные.
"Философский вопрос, который я сам себе задавал. Как я, на уровне дедов наполовину поляк, наполовину литовец, решил, что в паспорте хочу, чтобы у меня была указана национальность латыш? Язык, традиции, мудрость жизни - это образует латышскость больше, чем родословное древо", - делится мнением журналист Иво Буткевич.
"Несомненно. Каждый гражданин Латвии является латышом (принадлежащим к Латвийскому государству) вне зависимости от этнического происхождения. Так же как и везде в Европе. Институт гражданства является включающим, объединяющим и открытым", - написала латышская поэтесса Лиана Ланга и тут же вызвала на себя волну критики, что путает национальность с гражданством, а также обвинений в глупости, марксизме и космополитизме.
"Каждый гражданин Латвии не является латышом. Что это за бред?" - негодует пользователь под ником Patiesība ir tur ārā.
Однако представительница латышской интеллигенции продолжала настаивать на своей точке зрения.
"В политическом смысле - является. Гражданин Латвии является латышом. Тот, кто принадлежит Латвий
скому государству", - уверена Лиана Ланга.
Рецепт латыша - укроп и скабпутра
К дискуссии о том, можно ли стать латышом, присоединились и другие известные в Латвии люди. Например, известная латвийская журналистка Байба Страутмане, политолог Ивета Кажока, журналист Ансис Пуполс.
"Может… но кто бы мог это захотеть", - загадочно ответила журналистка Байба Страутмане, видимо, на что-то намекая.
"Тестирование партий до выборов 2018 года показал, что люди разного поколения на этот вопрос отвечают по-разному. Молодые люди почти все отвечают "да"; поколение старше 45 сомневается - чем старше, тем больше встречается чисто этническое понимание национальности", - приводит интересную статистику Ивета Кажока.
"Еще можно кричать в твитере, что любой, кто не либерал, является нацистом. Тогда латыши не будут стыдиться становиться либералами и примут в свою компанию русских. И это, разумеется, проще, чем самому сказать, что являешься латышом и любишь эту землю и народ", - с сарказмом ответил Ансис Пуполс, известный своими националистическими взглядами.
"Может, в латышском детском саду или в юношеском отделении Нацобъединения. Позже уже нет", - то ли всерьез, то ли в шутку написал историк Густавс Стренга.
"Если ты Роберт Мелони, то с огромным усилием, съев много скабпутры (национальное блюдо - прим. ред.), с возрастом у тебя это может получиться. Но вообще нет. Есть легкий путь. Найди у себя в родственниках поляков. Если станешь поляком, практически превратишься и в латыша. Менее безопасный путь - через литовцев", - уже с явным сарказмом дает совет журналист Фредерик Озолс.
"Нужно есть укроп! Роберт Мелони рассказывал, что путь к латышскости идет через укроп. Поэтому латыши друг друга посылают в укроп (к черту - прим.ред.)", - уточняет правильный путь латыша Иева.
Латышами не рождаются, а становятся
Одни комментаторы утверждали, что если чувствуешь себя латышом, то уже и являешься им, другие же настаивали, что этого недостаточно - для того, чтобы быть латышом, нужно любить Латвию, а также говорить и думать исключительно на латышском языке.
"Я скажу, что можно. Так как пару сотен лет назад латышей не было. А теперь или можно не родиться латышом, но все равно стать латышом, или латышей как таковых вообще нет. Но как я уже сказал, что латыши все-таки есть, значит, наши предки такими стали, а не родились", - предлагает хитроумную формулу Карлис Лукстараупс.
"Все ответы неправильные. Национальность в Латвии получают в отделе записей актов гражданского состояния. Яркий пример наш президент страны, у которого мать немка, а отец еврей, но его дети - латыши", - приводит сильный аргумент Валтерс Коралис.
"Можно стать человеком, разумеется, если повезло не родиться и не вырасти идиотом. Для нормального человека никакая национальность не будет вершиной приоритетов. По крайней мере не в этом столетии", - считает Мартиньш Отто.
"В Латвии так нельзя. Так как в глазах нации "иммигрант всегда будет иммигрант" (М. Ашманис). Америка исключение, там нация образовывалась на других принципах. Там любой может считаться американцем вне зависимости от того, как долго прожил и к какой национальности принадлежит. Там это высшая цель", - полагает пользователь под ником DM.
"Это уже происходит: в русских школах учат говорить по-латышски, многие достаточно чисто, в паспортах указывают латыш/ка, если можно, новая латышская нация уже в определенном смысле создается. Я не знаю, это хорошо или плохо, так как не знаю, что происходит в головах новой нации, возможно, ненависть к старому", - сообщает Имантс Горбанс.
"Рождение еще не гарантирует, что станешь латышом. Латышами становятся, вырастая в латышской среде, думая и говоря по-латышски, заботясь о латышском образе жизни и обычаях. Именно поэтому многие латыши в записях своих предков могут найти ливов, немцев, шведов, поляков, русских и т. д.", - резюмирует Дзинтарс Скарбовскис.