Министр подчеркнул, что нарушения правил обхозяйствования отходов влечет за собой уголовную ответственность. И, несмотря на то, что сейчас уголовный процесс начат только по факту порчи чужого имущества, неизбежно и привлечение ответственных за преступления против окружающей среды.
Масштаб произошедшего таков: открытым пламенем горело 23 тысячи тонн мусора, то есть 23 000 000 кг, часть из которого не была сортирована.
Сгорело порядка 40%, то есть около 9,2 тысяч тонн.
Руководитель Государственной службы среды Инга Колегова рассказала, что загрязнение в окружающую среду попало двумя путями. Во-первых, с дымом, во-вторых с водой. Тут стоит учесть, что помимо возможного загрязнения почвы до пожара, в процессе тушения пожара использовалось большое количество воды, которое вымывало опасные вещества.
Прежде всего, сейчас – до получения результатов анализов – стоит воздержаться от купания в Слокском карьере, считает Колегова.
Аналитик Инспекции здравоохранения Нормундс Кадикис считает, что наибольшему риску в ближайшее время будут подвержены владельцы домов, которые берут воду из неглубоких скважин и колодцев – примерно в радиусе одного километра от пожара. Со временем загрязнение через грунтовые воды может попасть к ним.
Ликвидировать свалку в Юрмале можно было год назад
Инга Колегова рассказала, что Государственная служба среды получила сигнал – анонимное письмо по электронной почте – еще в августе прошлого года. Кто-то сообщил о свалке в Слоке у Вентспилсского шоссе.
Поскольку к письму не были приложены фотографии, служба передала сигнал Юрмальской думе – такова обычная процедура.
Муниципальные полицейские составили протокол, однако арендатор территории фирма Prima M добилась отмены штрафа в административной комиссии. Коммерсанты убедили комиссию, что у них не свалка мусора, а склад сырья.
На этом все затихло до марта этого года, когда Юрмальская дума все-таки обратила внимание на масштабный склад отходов. ГПСС предписало ликвидировать склад, однако арендаторы территории обжаловали в суде. А потом случился пожар.
Могли ли владельцы мусора не знать о том, что там содержатся опасные отходы? Колегова считает, что не могли. В задачу коммерсанта, занимающегося хранением и переработкой отходом, входит изучение мусора. И при малейших сомнениях обращаться в ГПСС за экспертизой.
Слокская свалка – уникальное явление
Необычным в этой истории является и то, что значительная часть мусора содержит упаковки, на которых есть надписи на шведском языке. При этом Швеция обычно не экспортирует мусор, поскольку в стране имеются мощные заводы по переработке и утилизации отходов. Более того, шведы настолько преуспели в этом, что даже импортируют мусор из других государств.
По словам руководительницы ГПСС, Слокская свалка – беспрецедентное по своим масштабам явление в Латвии. Обнаруженные до сих пор нелегальные свалки имели намного меньшие масштабы. И появлялись они не из-за желания предпринимателей заработать на привозном мусоре, а из-за желания сэкономить на утилизации собственных отходов.
Напомним, что пожар на нелегальной свалке мусора в Слоке начался во второй половине дня в минувшее воскресенье. Локализовать его удалось только спустя 12 часов. А потушили его только в 3 часа утра в среду. Площадь пожара составила 1,2 гектара. Причины возникновения пожара будут установлены в ходе расследования, которое ведет Госполиция