«То, что делали власти Украины – перемирие, которое было объявлено, а потом продлено – демонстрирует их стремление к мирному решению вопросов. Это был четкий знак, но, к сожалению, мы видим, что противная сторона не воспользовалась этой возможностью. И, к сожалению, мы не видим пока достаточно конструктивных действий со стороны России для того, чтобы способствовать разрешению ситуации», - сказал Макаров.
Парламентский секретарь МИД Латвии не считает, что причины конфликта на востоке Украины имеют внутреннюю природу и что именно действия киевских властей спровоцировали вооруженное противостояние на Донбассе. По его мнению, ни отмена Верховной радой закона о региональном статусе русского языка, ни события в Одессе 2 мая не могут служить, ни объяснением, ни оправданием того, что жители Донбасса взялись за оружие.
«Считать, что это основание для появления на востоке Украины массы вооруженных людей... Это несерьезно. Думаю, там активно действовали как местные элементы, так и люди, пользующиеся прямой поддержкой соседнего государства, и это, собственно, большая проблема. Я не отрицаю тех проблем и сложностей, которые имеются в самой Украине. Я думаю, что любое урегулирование кризиса возможно только на основе включающего подхода, на основе уважения прав человека, на основе этнического и языкового разнообразия. По моим наблюдениям, правительство Украины достаточно четко и ясно выразило готовность по всем этим вопросам действовать конструктивно. Я могу понять опасения людей с той и другой стороны, но было бы наивным полагать, что какие-то действия новой украинской власти привели к той достаточно организованной и быстро развернутой сепаратистской деятельности, которая на востоке Украины имела место. Это вещи, которые просто так, от искреннего недовольства правительством не появляются, и здесь, к сожалению, я думаю, большую роль сыграла позиция соседнего государства», - сказал порталу Ves.lv Макаров.
На вопрос, почему тогда Госдепартамент США, по его официальным заявлениям, не обнаружил доказательств участия России в событиях на востоке Украины, Макаров ответил:
«Есть достаточная ясность, хотя и не во всех деталях, в отношении сути происходящего. Все то замечательное по своим характеристикам оружие, которое там внезапно появилось, и все те люди, которые на территории Украины зарегистрированы в последнее время, это все не из местного военторга и не из местного футбольного клуба. Не будем наивными. Мы не знаем всех деталей происходящего на востоке Украины. Боюсь, что там никто до конца не контролирует ситуацию, но тем не менее есть стороны и страны, имеющие определенное влияние, и даже, не имея полной картины, ясно, что, к сожалению, пока что Российская Федерация не использовала то влияние, которое у нее есть в достаточной степени, чтобы добиться деэскалации».
Макаров отказался даже комментировать предположение, что идущие на Донбассе процессы уже невозможно остановить, не вводя туда российские войска. В свою очередь, предположение, что Запад, возможно, преувеличивает влиятельность России на востоке Украины, не показалось ему обоснованным.
«Влияние России и ее вовлеченность в происходящее на востоке Украины таковы, что определенное влияние у России есть. Проблема не в нехватке влияния, а в недостатке политической воли», - заключил Макаров.