Грузооборот Вентспилсского порта в 2017 году достиг 20 млн тонн - на 1,2 млн тонн (7%) больше, чем в 2016 году. "Можно, конечно, кричать "ура, ура!" и мои скептические прогнозы о снижении грузооборота не исполнились, но за эти успехи надо сказать спасибо трем первым месяцам 2017 года. Тогда резко повысились цены на уголь на мировом рынке, и Россия еще не ввела ограничения на транзит угля через Латвию. Потом уже это было сделано, и с начиная с мая перегрузка уже была критически низкой не только через Вентспилс, но и через другие порты", - сказал Лембергс.
Лембергс отметил, что из рук вон плохо работает терминал Kаlija parks. Его мощность - 7,5 млн тонн.
Положительными результатами в 2017 году в Вентспилсском порту отличилось паромное сообщение. Объем пассажироперевозок из Вентспилса в шведский Нинесхамн увеличился в 1,3 раза - до рекордных 210 тыс. пассажиров, количество перевезенных легковых автомашин - в 1,4 раза, грузов - в 1,2 раза.
В прошлом году Российские железные дороги ограничили графики вывоза грузов, разрешив отправлять в Латвию лишь определенное количество вагонов - летом это была 1000 вагонов, а сейчас - 1800 вагонов в сутки, напомнил он. "Спрос со стороны предпринимателей на работу через Латвию очень большой, в России мощности ограничены, организация и сервис тоже слабее, чем у нас. Поэтому все время идет эдакое противоборство между российской официальной властью, которая ограничивает, и предпринимателями, которые хотят работать", - сказал Лембергс.
Но при этом добавил, что Россия быстрыми темпами строит новые терминалы. И к 2020 году Россия только 5% своего транзита будет направлять через страны Балтии.
"Ожидается, что год будет хорошим для экспорта зерна, поскольку в России собран рекордный урожай. С нефтепродуктами будет плохо, возможно, даже очень плохо. Каменный уголь должен быть примерно на прошлогоднем уровне, но, может, и меньше", - прогнозирует Лембергс.
Говоря о китайских грузах, Лембергс напоминает, что транзит этого направления возможен только при участии России. "Россия не позволит направить свои контейнеры ни через Балтию, ни через Латвию, - считает он. - Мощностей у них своих хватает. Так что в развитии этого направления все будет зависеть от России, а точнее - от политических решений. Неофициальных решений, конечно же".