Как известно, 13 февраля Министерство финансов США закрыло доступ к американской финансовой системе, основываясь на данных Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) Минфина США о том, что ABLV занимается отмыванием денег.
"Давайте просто еще раз посмотрим, что произошло, - говорит Лемберг. -
Минфин США не является надзорным для нас органом, и для Европы тоже не является. Поскольку мы находимся в Еврозоне, то наши банки подконтрольны Европейскому центральному банку.
И вот FinCEN что-то там обнаружил и составил сообщение. Куда его следует слать? Выглядит логичным, что стоит слать его в Европейский центральный банк. Должно ли это сообщение быть публичным? Конечно, нет! Понятно, что это же коммерческая тайна, которую нужно сопровождать грифом "Секретно" или "Только для внутреннего пользования". Вы когда-нибудь видели, чтобы наша Комиссия по надзору за рынками финансов и капитала открыто публиковала документы такой значимости? Этого не было никогда, и это - нормально, поскольку такая информация может серьезно повлиять на финансовые рынки. Однако этот документ США почему-то публикуют в совершенно открытом доступе. Почему?".
Лемберг уверен: то, с какой скоростью этот документ FinCEN появился в латвийских информационных агентствах, говорит только о том, что США было выгодно его побыстрее распространить. "FinCEN дает банку 60 дней на устранение недостатков, - говорит Лемберг. - Если появилась такая формулировка, то тем более это сообщение FinCEN должно быть конфиденциальным.
Если действительно есть цель помочь банку все уладить и упорядочить, то зачем было устраивать все это шоу с публикацией документов? Ответ есть: это нужно было сделать только в том случае, чтобы выжить этот банк с рынка".
Мэр Вентспилса удивляется, что правительство Латвии вновь попыталось переложить ответственность с американцев на кого-то другого. "Что сказал руководитель правительства? Что произошел спланированный удар по имиджу Латвии, - поясняет Лемберг. - Ну хорошо, тогда возьми и позвони Трампу. Спроси его: "Что вы вообще делаете? Почему вы угрожаете нашей стабильности и безопасности? Вы же вроде как наши союзники". Вот представьте, что такое сообщение о наших банках опубликовала бы Россия! Ведь даже сейчас, когда Россия не причем, многие опять кричат "ай-ай-ай, русские!".
По мнению Лемберга, дальше случится самое интересное. "Я не удивлюсь, если банк кто-то купит, или же банк просто закроют, - говорит он. - Министерству иностранных дел пора предъявить ноту протеста в адрес СЩА и задать им вопрос о том, почему они так действуют. Как думаете, наши будут предъявлять такую ноту? Да не будут, конечно, потому что они просто не готовы отстаивать национальные интересы".