Согласно словам долголетнего руководителя ассоциации по разведению раков Аугуста АРЕНСА, до войны латвийский рак был таким же экспортным товаром, как масло и бекон. 30 тонн ежегодно отправляли на стол французским гурманам. По объему экспорта деликатеса Латвия уступала в Европе лишь Финляндии – прибыль от продажи раков там была выше, чем от древесины.
- Несколько лет назад мы совместно с норвежцами исследовали латвийские озера: выясняли, где водятся раки, - рассказывает специалист. - Оказалось, из 450 озер более чем в половине раки имеются. Это лучше, чем в 1980-е, когда в результате сброса неочищенных вод раков в естественных водоемах становилось все меньше. Рак водится лишь в чистой воде, очень чувствителен к любому загрязнению. В 200 раз больше, чем рыба! Другое дело – состояние самих раков, которые водятся в Латвии. А оно изменилось: местных раков теснят американские…
«Ковбои» против «хуторян»
В свое время «ковбоев» запускали в некоторые латвийские водоемы с благой целью – увеличить количество, улучшить среду. Вышло в точности по известному политику: хотели как лучше, а получилось как всегда. Американцы стали вытеснять местных (хоть аналогии с политикой проводи).
- Латвийские раки делятся на два вида: узкопалые и широкопалые, - объясняет собеседник. - Последние выше всего котируется на рынке. Но сейчас к двум нашим видам прибавились два американских. К тому, что запускали в 1990-е, присоединился еще один – астоцид, с коричневыми полосами на хвосте. Во время исследований мы обнаружили даже гибриды – местных раков и американских. К счастью, это пока единичные случаи...
В 1970-е по Европе прокатилась эпидемия раковой чумы, которая не обошла и латвийские водоемы. Переносчики – сами раки. Так вот, у американских значительно выше иммунитет к таким заболеваниям, чем у местных. А значит, их шансы в естественных водоемах Латвии выше.
- Существует программа сохранения местного вида рака, - говорит г-н Аренс. - В Кулдиге у нас есть сеть прудов, где инкубируют мальков латвийского рака и затем выпускают в отечественные водоемы. Пока местному латвийскому раку исчезновение в озерах и реках не грозит. Хотя в таких реках, как Салаца, Брасла, Лиелупе с притоками, Булльупе, американцы заметно теснят латвийцев…
Раки в прудах
Следить за ситуацией в естественных водоемах – задача природоохранных ведомств. Ассоциация нацелена сейчас на то, чтобы вернуть утраченные позиции по экспорту деликатесной продукции.
- До войны экспортировали рака, который обитал в естественной среде – реках, озерах, - рассказывает эксперт. – Сегодня выйти на экспорт можно лишь с помощью разведения рака в прудовых хозяйствах. Таковые появляются. Самое крупное - под Кулдигой. Есть под Балви, в Екабпилсском районе… Но, чтобы начать экспорт, нужны объемы. А в большинстве хозяйств – 5-7 прудов. Требуется вдвое-втрое больше…
По словам собеседника, во многих регионах уже начали увеличивать количество прудов. Пока в большинстве хозяйств это лишь побочный бизнес к другой аквакультуре – карпу, форели. Но есть фермы, где планируют всерьез сконцентрироваться на выращивании раков.
- Через годы Латвия могла бы вернуться к экспорту широкопалого рака, - продолжает г-н Аренс. – Понадобятся и современные технологии его переработки. Ведь поставляют не только мясо к столу, рак идет в ценные пищевые добавки. Например, в глюкозамин для суставов...
ДаЕшь Праздник рака!
Но нужны ли кому-то сегодня наши раки? Неужели в Европе нет своих?
- Широкопалого не хватает, он ценится. На европейском рынке 11 сортов раков: 6 привозных, 5 местных. Самые крупные экспортеры раков в Германию и Швецию – Турция и Испания. Везут узкопалого рака, болотистого. И наш рак на этом фоне шел бы на ура. А о культе рака в Европе свидетельствует лишь один факт. В Скандинавии в каждое второе воскресенье августа отмечают Праздник рака. Мероприятие очень популярно, а цены на деликатес в это время подскакивают под сотню евро за килограмм...
Западные гурманы - это, конечно, интересно, но легко ли отыскать деликатес местным любителям вкусностей?
- Ассоциация не имеет отношения к торговле раками, - говорит собеседник. – Но мой совет прост: напрямую обращаться к тем хозяйствам, где разводят раков. Координаты их можно попробовать найти в Интернете...
Впрочем, всякий ли поедет за раком, скажем, в Кулдигский район или в Балвский?
Сколько живЕт рак
Ученые доказали, что в естественной среде раки могут жить до 14 лет. Хотя, по словам владельца прудовых хозяйств под Кулдигой Эгила ТИНТЕ, лишь 20% доживают до 8: слишком много у них врагов. Рыбы, зеленые лягушки, выдры, лисы, аисты…
Раз в году рак меняет панцирь и тогда становится вовсе беззащитным. Впрочем, сам рак тоже далеко не безобиден: поедает мальков, карасиков. Питается, конечно, и водорослями. Прежде чем заняться разведением раков, г-н Тинте побывал во многих хозяйствах Финляндии. Там это дело очень популярно.
«Выгоняют» раков даже в помещениях при атомной станции: в теплой воде те быстрее размножаются. Чтобы быстрее росли, финны кормят их белком, хлебом, грибами.
- Раков называют индикатором чистоты водоема. Но верно ли то, что сами они не гнушаются мертвой рыбой? – обращаюсь к фермеру.
- Да, рак не брезгует мертвой рыбой, но не той, что «заснула» давным-давно, а той, что почила вчера-сегодня, - рассказывает фермер. - В то же время раки способны очищать воду, пропуская через себя. Потому–то водоемы, где они обитают, считаются чистыми…
А зимуют раки в естественных условиях – в норках; в искусственных прудах и зимой не залегают на дно. При температуре в плюс 4 градуса (минимально допустимая) активность их снижается, но они продолжают кормиться – раз в неделю. С потеплением воды до плюс 14 заметно оживают.
Какие секреты приготовления раков у самого г-на Тинте?
- А я их не ем. Знаю, какая у них тяжелая жизнь, - неожиданно говорит он.
Кстати, ваш автор тоже. Как же есть собратьев – ведь по гороскопу тоже Рак...
между тем
Китайские крабы наступают
Руководитель центра исследований аквакультуры рыбопитомника Tomes Марцис ЗИНЬГИС подтвердил, что в естественных латвийских водоемах раков становится больше. Однако появились и неприятные пришельцы – китайские крабы:
- Личинки их приплыли сюда с балластными водами судов. Теперь китайские крабы обосновались в Балтийском море, заходят в реки. В Германии, где их давно много, они роют норы у моря – в песчаных дюнах. Дюны осыпаются. Поэтому и нам они могут принести проблемы…
Илья ДИМЕНШТЕЙН