«Если сделали гораздо больше, чем требовалось [для внутрибанковской борьбы с отмыванием денег], значит, надо уходить в отставку. Значит, неправильно работали. Политики часто толком не задумываются о том, что говорят. Если Кариньш признал, что мы сделали больше, чем требовалось, кто-то должен за это ответить. Но я не думаю, что кто-то действительно уйдет в отставку», — прокомментировала Илзе Крейтусе начавшуюся в СМИ дискуссию о ситуации в латвийском финансовом секторе.
Речь идет о том, что министры, ожидая переезда в Латвию белорусских компаний, внезапно обнаружили: иностранным предпринимателям после «капитального ремонта» чрезвычайно трудно открыть счетa в латвийских банках.
Так, президент Банка Латвии Мартиньш Казакс признал, что банки и регуляторы в борьбе с «грязными деньгами» впали в крайность и осложнили жизнь честным предпринимателям. Премьер-министр Кришьянис Кариньш также заявил, что банки предпочитают вообще не брать на себя риски, что мешает притоку инвестиций в страну.
Сами банки ссылаются на нормативы Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК, FKTK), из-за которых белорусы считаются клиентами повышенного риска.
По мнению Крейтусе, одна из причин в том, что латвийские политики слишком часто оглядываются на США (с подачи которых, в частности, начали процесс ABLV, за чем последовал крах банка — а это, в свою очередь, стало поводом для ускоренного «капитального ремонта»).
Другой участник «Открытого вопроса» замредактора издания «Телеграф» Андрей Хотеев напомнил, что ужесточение регулирования приводило к курьезным ситуациям: то некая связанная с оборонной отраслью американская компания не смогла открыть в Латвии счет, то банк остановил транзакции на счету женщины, когда несколько коллег отправили ей по несколько евро, собирая на подарок коллеге.
«Но кто это придумал? Это же все благодаря законам, которые приняты Сеймом. Создана специальная Финансовая разведка. Банки делают свое дело, они запуганы, их штрафуют, и теперь они перестраховываются. И из-за этого возникают совершенно безумные случаи. У меня у самого есть знакомые, которым банки писали, что вы, кажется, финансируете терроризм. А там просто из России пришли 100 евро. Какие-то безумные смешные истории…», — комментирует он ситуацию.
По его словам, есть надежда, что сейчас, когда политики увидели последствия «ремонта», ситуация может измениться в лучшую сторону. Впрочем, надежда довольно слабая.
«Уже было заявление представителя Минфина, что они не собираются ничего предпринимать, потому что они сделали все, чтобы страну не включили в «серый список» Moneyval. Хотя Исландия в том же списке находится и до сих пор жива», — заключил журналист.
Премьер-министр Кришьянис Кариньш (Новое Единство) не так давно заявил в интервью LTV, что латвийскому финансовому сектору пора прекратить только и заниматься тем, что искать «черные деньги», и больше внимания банкам стоит начать уделять развитию.
В связи с так называемым капитальным ремонтом сектора финансов, который последовал после критики борьбы Латвии с отмыванием денег, владельцы банков стали более настороженно относиться к потенциальным клиентам. Премьер считает, что у любого должна быть возможность открыть основной счет в банке.