ЗЕКИ-ПОГРОМЩИКИ. Со скоростью лесного пожара просторы Интернета облетел фейк о том, что ФСБ якобы организовала погромы в Казахстане. Владимир Осечкин, основатель общественного проекта Gulagu.net, публикует под своими именем слив от «надежного источника»: «Как только протест вышел на доминирующий уровень относительно силовиков, были задействованы заключенные из казахских тюрем, которых специально освободили для слаженной организации погромов и мародерства. Именно им были поручены организации атак на силовиков (это действительно имело место быть - в максимально идиотской для внешнего наблюдателя форме). Бесполезный для внешнего наблюдателя штурм полицейского участка – это еще и удобная форма утилизации картриджей (эти ребятки у нас проходят под таким определением), ведь на самом деле их там ждали. Поэтому есть «проблемы» с подсчетом убитых - львиная доля перебитого криминалитета (как специально для этого выпущенных, так и привлеченных на свободе) будет утилизирована без фиксации».
Это каким идиотом надо быть, чтобы всерьез верить в подобную хрень? Но ведь верят, потому что подавляющее большинство индивидов ищет не правду, а подтверждение истинности своей картины мира. Если Осечкин подкидывает им стопудовые доказательства, что во всем виновата "кровавая гэбня", то они с радостью это хавают. Однако, если хоть чуток включить мозг…
Конечно, теоретически отпустить зеков на волю можно. Можно даже раздать им оружие. Но как ты заставишь их штурмовать полицейские участки – за каким бесом им это надо? Да они тут же разбегутся – поминай, как звали, никакой заградотряд не поможет. Пограбят ювелирку и банкоматы они, конечно, с превеликим удовольствием, но нужны ли зеки для «дискредитации протеста»?
Грабежи, мародерство, поджоги и насилие в отношении полицаев – это такое же следствие всякого низового бунта, как густой черный дым – следствие горящей автомобильной покрышки. Волна мародерства захлестнула Бишкек в 2005 г., когда свергали Ниязова. В 2010-м было то же, причем многие «жертвы революции» из официального числа в 84 погибших, расстались с жизнью не в результате боев с карателями, охранявшими президентский дворец, а были линчеваны толпой на месте, как грабители. В 2020 г. в ходе последней революции размах грабежей был уже весьма скромным, потому что граждане, памятуя о побочном эффекте революции, активно формировали дружины самообороны и брали под охрану жилые кварталы, магазины и заправки.
Грабежами завершилась «Бульдозерная» революция 2000 г. в Югославии, погромы сопровождали выступления желтых жилетов во Франции. В США в результате лос-анджелесского бунта, длившегося шесть дней, ущерб от погромов составил более миллиарда долларов. Еще более показателен локаут (отключение электроснабжения) Нью-Йорка в 1977 г., когда в погрузившемся во тьму и хаос городе начались массовые грабежи, в которых приняло участие не менее 100 тысяч человек. То есть речь идет не о криминальных элементах, в бесчинствах участвовали именно «законопослушные граждане», поняв, что можно избежать ответственности. Возник даже феномен грабежа награбленного, когда одни мародеры грабили других мародеров. Для сокрытия следов преступления практиковались поджоги – за ночь в городе вспыхнули 1077 пожаров. И ведь полиция в тот момент вовсе не была занята разгоном «мирнопротестующих», но все равно оказалась бессильной.
Так что грабежи – это совершенно естественная «побочка» в данной ситуации. Не надо было никому поручать организацию процесса. А уж госпропаганда всегда придаст теме нужный окрас – мол, "вы что, хотите, как в Алма-Ате?" (с).
ИНТЕРНЕТ. Кто-то еще питает иллюзии, что Интернет невозможно заглушить, потому что без него современное общество не может существовать? Если речь идет о борьбе за власть, нет ничего невозможного. Чик – и страна погружается в каменный век. Ущерб всего лишь от выключения Интернета в Казахстане оценивается в $100-200 млн. Легла торговля, логистика, банковская система.
Но при этом возник эффект черной комнаты, в которой дрались черные кошки. Я посмотрел репортажи крупных мировых телекомпаний из Алма-Аты. Корреспонденты растерянными голосами голосами говорили, что не имеют понятия о происходящем, и могут говорить только о том, что лично видели и слышали: видели грабежи и грузовики с вооруженными людьми в форме, которые куда-то ехали, слышали стрельбу, но кто в кого палит, неизвестно. Да, расслабились репортеры капитально, совершенно разучились работать в полевых условиях, когда за сюжетом надо бегать ножками.
В этой ситуации, конечно, возникает волна самых безумных слухов. Например, о том, что протакаевские силовики вели бои с проназарбаевскими. С вероятностью в 99,9% это чушь. Если даже у самой технически оснащенной армии мира – американской – до 20% потерь приходится на "дружественный огонь", то в ситуации хаоса, когда в город вводят части нацгвардии, армии, полиции, не имеющие единого командования, когда бойцы ничего не понимают, находятся в жутком стрессе и озабочены, главным образом, собственным выживанием, "дружесвенный огонь" гарантированно становится основным источником потерь.
Именно поэтому министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев сделал вчера странное на первый взгляд заявление, что мародеры, дескать, отбирали форму у полицейских и военных, после чего надевали ее и совершали преступления. Про «отбирали оружие» министр скромно умолчал, но оно как бы подразумевается. Тургумбаев заранее озаботился отмазками: мол, это не мы друг друга и мимо пробегающих обывателей перестреляли в суматохе, это все мародеры. Или 20 тысяч международных террористов в форме сотрудников. Если сейчас, после включения интернета, всплывут видеозаписи, на которые силовики убивают безоружных граждан, то это тоже происки врагов, а не мусорской беспредел. Удобно, да?
ИНТЕРВЕНЦИЯ. Интервенция имеет место быть, конечно. Разумеется, российская, остальные армяне-таджики там для декора. Отмазки, что, дескать, законные власти Казахстана попросили, и мы обязаны прийти на помощь – сказки для слабоумных. Во-первых, устав ОДКБ позволяет использовать войска стран-участниц на территории друг друга только в случае внешнего вторжения, но никак не для проведения полицейских операций. Во-вторых, даже если внешнее вторжение имеет место быть, по Конституции России надо получить согласие Совета Федерации на использование вооруженных сил РФ за рубежом. Нет согласия – отправка войск за границу является военным преступлением. Но подтираться Конституцией для Путина не впервой.
Но я сейчас о другом: зачем Токаеву нужны интервенты? Собственно военной необходимости в этом нет. Понятно, что никаких 20 тысяч террористов в мирно спящий Казахстан через границу не прорывались. Разогнать мародеров хватит и наличных сил. Протесты, как теперь окончательно ясно, носили совершенно неорганизованный, стихийный и не очень массовый характер, в большинстве случаев – неагрессивный.
Что касается конспирологических теорий о якобы силовом противостоянии между частями, верными президенту и сторонниками елбасы – это выдумки. По крайней мере пока нет ни малейших оснований что-то такое подозревать. Приглашение оккупационного контингента – акт чисто политический. Токаеву, как новому диктатору, необходимо взять под контроль госаппарат. Чистить его он будет потом, а пока надо добиться подчинения, восстановить управляемость. Бюрократический аппарат, в том числе силовой, в кризисной ситуации имеет свойство впадать в ступор и ждать, чья возьмет, после чего энергично примыкать к победителю. В состоянии неопределенности он абсолютно недееспособен. Чтоб это понять, достаточно посмотреть кадры сдающихся силовиков в офисе КНБ Алма-Аты.
Поэтому Токаеву надо было продемонстрировать, что он – ВЛАСТЬ, а не просто лицо на телеэкране, что ему удалось. Он надежно контролирует пропаганду. Он имеет внешнюю поддержку со стороны кремлевского хана. И на Западе, кстати, тоже. Фактически Токаев совершил госпереворот, сопровождающийся кровопролитием, но изгоем, как Лукашенко, не стал. Причина банальна: Казахстан – страна, в которую западные страны закачали почти 200 миллиардов инвестиций. Даже если учитывать, что часть этих средств – казахский капитал, отмытый на Западе, все равно сумма внушительная. Казахстан для зарубежных инвесторов всегда создавал очень выгодные условия. Сырьевой сектор страны почти полностью контролируется иностранным капиталом. Так что будьте спокойны – лидеры «свободного мира» никогда не обращали и не будут обращать теперь на такие досадные мелочи, как нарушение прав человека в этом центрально-азиатском бантустане. Ничего личного, просто бизнес.
Озабоченность у «мирового сообщества» вызвала как раз интервенция России, но тут дело такое: работа такая у дипломатов – проявлять озабоченность.
Конечно, маневр Токаева в сторону Кремля увеличивает его зависимость, но тут уж приходится чем-то жертвовать, а в борьбе за власть никакие жертвы не являются избыточными. Взяв власть, всегда можно как-то вырулить. А потеряешь власть – потеряешь вообще все, включая свободу, а то и жизнь. Всякий диктатор это отлично понимает, поэтому чужие жизни в борьбе за трон не жалеет.
ПРОТЕСТАМ – КОНЕЦ? Это уже не важно. Вполне возможно, состоятся еще афтершоки массового выражения недовольства, но вопрос о власти, мне кажется, решен окончательно. Режим Назарбаева сменил режим Токаева. В ближайшие месяцы будет происходить процесс перепила собственности проигравших в пользу победителей. Благо там есть, что перепиливать, поскольку семья Назарбаева – самая богатая мафия в республике. Только официально состояние его дочери Динары Кулибаевой оценивается в $2,9 млрд.
БЫЛ ЛИ ЗАГОВОР? Если почитать интернет-аналитиеков, которые вдруг резко стали специалистами по Казахстану, то в большинстве случаев пережевываются те или иные теории заговора. Дескать, и погромы-то происходили выборочно, в списке разграбленных нет ТЦ, принадлежащих правильным пацанам, и оружие мародерам попало отнюдь не случайно. Идут увлеченные поиски предателей, заказчиков и спонсоров январской революции.
На самом деле все, как всегда, гораздо проще: массовые народные выступления носили совершенно стихийный характер. Спланировать и организовать мероприятие такого масштаба невозможно по определению, потому как социальная динамика абсолютно непредсказуема. Еще менее возможно управлять хаосом народного бунта. Как я писал ранее, революция – это волна. Кто ее оседлал – тот и победил. Сейчас в выигрыше Токаев и Путин.
В списке бенефициаров казахской революции нет и не будет собственно народа, гражданского общества, потому что политически народ несубъектен. Не смогло общество родить политический субъект, создать ситуацию двоевластия – значит, стихийный бунт не имеет никаких шансов перерасти в успешную политическую революцию. Протестующие вместо творцов истории стали лишь пушечным мясом. Конечно, всякие клоуны могут хайповать, заявляя, что готовы возглавить временное демократическое правительство Казахстана, но всерьез подобных фриков воспринимать не стоит. Мухтар Облязов, сидя в Париже, может возглавить разве что общество отодвинутых от кормушки.
Это не значит, что восставать плохо, не нужно и бесполезно. Любое дело надо делать с умом, грамотно. Любой опыт, даже отрицательный, не бывает лишним. Надеюсь, казахи учтут его в будущем.