"Трамп играет в непредсказуемость. Он лихой человек, который играет не по правилам, но прекрасно понимает, что начни он играть по правилам, его затрут. Он ведет себя совершенно рационально. Если ты хочешь сломать элиту, с которой ты не согласен, которая, как ты считаешь, была вредна твоей стране, то нельзя играть по правилам этой элиты, иначе проиграешь", - говорит в интервью "Открытому городу" декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Сергей Караганов.
Как бы вы оценили степень стабильности администрации Дональда Трампа: насколько велика вероятность, что новый президент США не усидит в Белом доме до конца своего срока?
Его могут убить, учитывая чудовищную ненависть значительной части элиты проигравшей Америки. Хотя, наверное, она побоится убивать его. Потому что Америка Трампа — это вооруженная Америка. Что может там начаться, трудно себе представить. Но ему будут мешать, хотя у меня впечатление, что многое у Трампа будет получаться. Он, по-моему, на все плевал — прет и прет вперед.
Но по вопросу России он может отступить. Для него Россия, конечно, важнее, чем Европа, но не настолько, насколько сама Америка. Главное для Трампа — сделать Соединенные Штаты сильной страной, крепостью. И, скорее всего, у него это получится.
В своей статье на сайте BBC профессор лондонской школы экономики и политических наук Владислав Зубок как раз пишет о предчувствии гражданской смуты в США. На самом ли деле раскол в американском обществе так глубок?
Зубок лучше знает США — он профессиональный американист, и я склонен доверять его мнению. Но знать такое заранее невозможно — гражданская война начинается неожиданно. Я надеюсь, что до этого все-таки не дойдет. Потому что, не дай Бог, если случится гражданская война в суперядерной державе — это катастрофа для всего мира.
А что вы думаете о самом Трампе — так ли он непредсказуем?
Трамп играет в непредсказуемость. Он лихой человек, который играет не по правилам, но прекрасно понимает, что начни он играть по правилам, его затрут. Он ведет себя совершенно рационально. Если ты хочешь сломать элиту, с которой ты не согласен, которая, как ты считаешь, была вредна твоей стране, то нельзя играть по правилам этой элиты, иначе проиграешь. Кстати говоря, Обама пришел к власти с чем-то похожим. Он, конечно, был более социально ориентирован, но, тем не менее, он тоже хотел перестроить Америку, и ушел в итоге с позором.
Я думаю, Трамп это понимает, у него очень сильная политическая интуиция. Хотя он не «русский президент», и вряд ли мы сможем с ним добиться чего-то кардинального. Как человек, несмотря на его неполиткорректные заявления, он вызывает у меня, скорее, приязнь.
В последнее время в Брюсселе звучат голоса, что при отказе Трампа от всемирного лидерства эту роль на себя должна взять Европа. Насколько это реально?
Это смешно. Этого не может быть, потому что не может быть. Если мы когда-нибудь начнем говорить о более упорядоченной мировой системе, то это, скорее всего, будет тройка Россия, Китай, США. При возможном участии Индии, Японии. И ни одной европейской страны в этой игре я не вижу. Если, конечно, Европа не исправит ошибки, которые совершила в последние 20-25 лет — в том числе перейдет к координированной внешней политике, откажется от так называемой общей внешней оборонной политики по низшему общему знаменателю, которая свела европейское влияние в мире к ничтожному.
«На Западе всегда охотились на ведьм»
В США, Германии, Франции пресса не устает писать о попытках российских спецслужб вмешаться в выборы в этих странах. Эти спецслужбы действительно настолько всемогущи?
У меня это вызывает смех. Россия оказалась в очень хорошей компании. Кто-то всегда был виноват во всех проблемах и слабостях Запада. Когда-то это были ведьмы, потом евреи, потом жидомасоны, теперь Россия. Ничего страшного — с ведьмами быть, конечно, скучно, а с евреями и жидомасонами нормально (смеется). Привычка сваливать на кого-то свои собственные беды весьма сильна у людей.
Я бы очень хотел, чтобы какие-нибудь российские хакеры смогли сделать то, в чем их обвиняют. Хоть так объяснить нашим американским партнерам, что нельзя бессовестно заниматься сменами режимов и вмешиваться во внутренние дела. Живя в хрустальном дворце, нельзя бросать камни. Но сильно подозреваю, что никакого или, по крайней мере, серьезного вмешательства не было. И вся эта кампания ужасно унизительна для тех, кто ее ведет, когда элита самой сильной демократической страны мира говорит, что кто-то вмешался и изменил ход политической борьбы. Надеюсь, со временем это будет преодолено, но пока эта слабость, растерянность порождает стремление к поиску ведьм. Ну, что поделать — будем иногда с отвращением, иногда с сочувствием смотреть на эту картинку.
«Латвия выиграла, Европа проиграла»
В этом году предстоят выборы в ключевых странах Евросоюза — Франции и Германии? Насколько вероятен сценарий, что Ангела Меркель лишится кресла канцлера, а к власти к Франции придет Марин Ле Пен?
Я смотрю не на людей, а на тенденции. Пока германская элита из-за того, что Герхард Шредер, которого все пинают, провел 15 лет назад прекрасные реформы, более-менее довольна. Поэтому не могу сказать, останется ли Меркель. Также не вижу кардинальных изменений в немецкой политике в отношении России. Просто потому, что пока Германия цепляется за попытку сохранить расползающуюся Европу под своим лидерством, а чуть ли не последний инструмент — единство по российским санкциям. Об этом открыто говорят в кулуарах. И было бы хорошо поменять в этих странах элиту, хотя это длинный политический процесс.
Если бы я был Господом Богом, я бы заставил французов, немцев и всех остальных принять горькую пилюлю и вылечиться. Но они к этому пока не готовы. Поэтому их ждет длинный и тяжелый процесс, который может привести к распаду.
То есть вы считаете, что Евросоюз ожидает распад? А есть ли рецепт его сохранения?
Я почти точно знаю, что нужно сделать, чтобы сохранить Европейский союз и считаю, что это в интересах России — мы заинтересованы в стабильном, приятном, комфортном и благополучном соседе. Но я не буду говорить, что нужно сделать, потому что я русский. Если я предложу свои рецепты, мои совершенно разумные предложения будут отвергнуты. И ЕС продолжит идти вниз.
Но интересно было бы узнать, как бы вы попробовали спасти ЕС от распада…
Совершенно понятно, что нужно просто сократить некоторые обязательства, исправить некоторые ошибки, которые были сделаны, и вернуться к базовым установкам. Возможно, это «Шенген минус» или Шенген с крепкой обороной внешних границ. Наверное, это другая финансовая система. Совершено понятно, что это общий рынок, но без чудовищной бюрократии. И еще три-четыре вещи, которые можно и нужно сделать.
В принципе, Европейский союз — это самая великолепная институция, созданная человечеством в международной сфере. То, что нынешние элиты в своем идеологическом увлечении и эйфории проигрывают эту идею, очень горько. Пока это медленное кручение вниз, от кризиса к кризису. А в какой-то момент возможен коллапс. А может, его и не будет, но я пока, к сожалению, не вижу в европейских элитах готовности к серьезным кардинальным реформам. Они боятся их. Понимают, что нынешние политические системы стран Европы, системы взаимоотношений будут мешать проводить реформы, которые абсолютно очевидны.
Вот и Великобритания не дождалась реформ и уже практически вышла из Евросоюза.
В Европе об этом, естественно, никто не говорит, но Великобритания и англичане очень практичны. Они ушли, потому что находиться в Европе стало невыгодно. И если бы не фактически тоталитарная пропаганда — а накануне референдума творилось что-то невообразимое, приезжали все, включая Обаму, — то голосовавших за выход из ЕС было бы не 52:48, а 60:40. Нужно не заламывать руки по поводу ухода Великобритании, а понять, почему это произошло.
А что выгодно России — чтобы Евросоюз сохранился в своем нынешнем составе, раскололся на несколько частей или распался полностью?
Нам лучше, чтобы Евросоюз реформировался и стал похожим на ЕС начала 90-х годов — с сильными государствами, с которым можно договариваться. Потому что одной из ошибок Евросоюза было создание системы единой внешней оборонной политики. А приведение политики к общему знаменателю фактически уничтожило влияние великих европейских держав. Может, Латвия и приобрела, зато Европа проиграла.