Купальщики чувствуют себя уверенно и в безопасности. Даже самоуверенно, что и приводит к трагическим происшествиям. Латвийская федерация плавания обеспокоена большим числом тонущих.«Если мы посмотрим на последние два десятилетия, всё время была печальная статистика, и в национальном масштабе, и в европейском, и во всемирном контексте», — говорит председатель федерации Айвар Платонов.
В 2018 году утонувших насчитывалось 124, в 2017-м их было 131, а еще годом ранее — 135. Платонов призывает действовать, чтобы общество стало сознательнее, и ситуация изменилась:
«Мы не можем винить в большом числе утоплений только погоду или алкоголь — нам нужно работать и искать решения, чтобы сократить это число десятикратно».
Навыки населения в плавании оставляют желать лучшего. Согласно данным исследования SKDS, 64% жителей Латвии плавать не умеют вовсе, и всего 6% плавают отлично. Но неважное умение держаться на воде не отменяет бравады при купании. Ведь одно дело — реальные навыки пловца, и совсем другое — его самооценка.
«Если спросить, умеешь ли плавать, ответят — да, умеем. Но когда мы спрашиваем, что вы под этим подразумеваете, способны ли вы проплыть 150-200 метров — окажется, что нет.
На сегодня Латвия на фоне ЕС единственная, где тотальное обучение плаванию в школах остается на уровне теоретизирования, потому что «нам никогда не хватит бассейнов и денег».
В Латвии растут поколения людей, которые не умеют плавать — боязнь воды у школьников часто идет из семьи. Если ребенок едва может барахтаться, кое-как держаться на воде — на глубине это его нисколько не выручит.
Еще одна серьезная проблема — лихачество. Нырять с мостков, лодок, причалов, растущих над водой деревьев — любимое развлечение молодежи, особенно парней. Но, говорят специалисты, даже в знакомом месте, где прошлым летом было идеальное дно, ныряльщика в новом сезоне может подстерегать камень.
Как отметили в Резекненской части Латгальской бригады Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС), самые страдные месяцы для водолазов, отыскивающих утопленников на дне водоемов — конечно, лето и еще период появления первого льда зимой.
«Самое неприятное — когда мы приезжаем, мы знаем, что в живых его уже нет, но родственники чего-то ждут», — говорит командир отдела Янис Рутковскис.
Рыбаки и любители покататься на веслах или на моторке, садясь в лодки, не надевают спасательные жилеты. Результат прогнозируемый. Так прошлым летом в Даугаве утонул мальчик. Не один был, с родителями — выпал из лодки. Отнесло течением, утонул. А будь на ребенке жилет — отделался бы легким испугом.
Совершенно несовместим с купанием алкоголь. Под воздействием спиртного люди оказываются на глубине беспомощными — и наивно полагать, что, если кто-то тонет, его непременно увидят с берега и спасут.
«Если судорога или еще что — он даже закричать не сможет, так что могут и не заметить.
Не нужно идти плавать одному, надо вдвоем. Если видишь, что кто-то тонет — не следует сразу самому прыгать, потому что можешь не рассчитать свои силы, уйдете оба. Лучше сразу звонить нам. И тогда уже с берега ветку или веревку ему кидать.
Риску утонуть чаще всего подвергают себя именно мужчины. Из 124 утопленников в прошлом году было только 24 женщины.