Откуда берется эта цифра? Со стороны государства сознательно или неумышленно было многое сделано для того, чтобы рыночная стоимость частных лесов была по возможности низкой.
Сначала было запрещено принимать хозяйственные решения самим владельцам леса, затем для получения разрешений на вырубку был установлен необычайно высокий для Северной Европы возраст леса. Ситуация улучшилась, когда были введены диаметры рубки, что позволило владельцам леса получать разрешения на вырубку до наступления возрастного критерия. Тем не менее эти диаметры по сравнению с другими странами региона были очень большими. Например, в Латвии в настоящее время средний диаметр, при котором можно рубить сосну, составляет 27-39 см, тогда как в Эстонии - всего 28 см, а в Финляндии и Швеции таких ограничений нет вообще. Похоже дело обстоит и с вырубкой ели и березы. Такая ситуация ограничивает владельцев латвийских лесов, и страна проигрывает в конкуренции с соседями. А кто из этого извлекает выгоду? Больше всего - скупщики леса.
После восстановления независимости Латвии владельцы леса продали предприятиям, зачастую иностранным, каждый четвертый гектар частных лесов.
Все эти сделки проходили по искусственно сниженной государством цене. Это сотни миллионов евро, которые могли оказаться в карманах латвийцев.
С другой стороны, для многих людей были созданы государственные рабочие места, потому что соблюдение ограничений нужно было контролировать, а нарушителей - наказывать.
Как образуется этот миллиард евро?
Рыночная стоимость лесов зависит от того, какой объем древесины законно доступен для вырубки. По данным Минземледелия, при увеличении диаметра вырубаемых деревьев и их приближении к уровню Эстонии, в частных лесах объем законно доступной для рубки древесины увеличится на 27,8 млн кубометров. Но в выигрыше, разумеется, окажутся не все владельцы лесов, а только те, в лесах которых такая древесина имеется физически.
Однако независимо от того, будут они рубить или нет, их достаток увеличится, а желание эмигрировать, возможно, уменьшится. Люди, не разбирающиеся в закономерностях лесного хозяйства, могут спросить - означает ли это, что немедленно будут вырублены 27,8 млн кубометров леса? Конечно же, нет. Даже в том случае, если желание владельцев вырубать леса возрастет, они столкнутся с ограниченными мощностями лесной промышленности и коррекцией цен.