«Самый важный вывод, что во всех странах Балтии идет общий процесс, а именно, процесс расслабления, успокоения общественной мысли в отношении российско-украинского конфликта и проистекающих из него последствий, в том числе санкций запада против РФ. С другой стороны, расслабление идет рука об руку с принятием теперешней ситуации».
Восприятие России как потенциального источника военной угрозы в обществе всех трех стран Балтии уменьшилось. В 2015-м было распространено мнение, что стран Балтии могут стать следующим объектом российской внешней агрессии. Теперь существенно изменились представления о российской угрозе.
С одной стороны, говорит Капранс, это объясняется спадом кульминации конфликта на востоке Украины, в связи с чем снизился и уровень тревоги. С другой — несмотря на некоторое успокоение, жители Балтийских стран не настроены в пользу смягчения антироссийских санкций.
Сходные тенденции наблюдались в настроениях общества и после конфликта России и Грузии в 2008 году, говорит ученый. Но есть большая разница с восприятием украинского конфликта:
«Тут мы говорим о событии, которое, в принципе, продолжается, которое не прекратилось, которое не исчезло из латвийского публичного пространства».
На вопрос о возможном влиянии России на общественную мысль в странах Балтии Капранс ответил, что, если посмотреть, насколько общество поддерживает санкции, говорить о прямом воздействии Кремля нельзя. Одновременно исследование открыло тревожащие данные:
«Если речь о конфликте Украины и России и о том, на чьей стороне жители Латвии, Литвы и Эстонии, то мы увидим склонность доминирующей части опрошенных к выбору срединной позиции и взваливанию ответственности на обе стороны. В последние четыре года это усилилось во всех странах региона».
Капранс, впрочем, осторожно это комментирует, отмечая, что прямая поддержка позиции России сократилась. Но Россия и сама подчеркивает, что Украина тоже несет ответственность. Кроме того, социологи заметили, что в вопросах, предполагающих крайние выборы, люди склонны выбирать средние варианты.
В ходе исследования ученые пришли к выводу, что у политически более активной части общества потенциал противостояния мессиджам России выше, а больше открыты им другие слои общества — те, чей интерес к политическим процессам меньше.
Выявило исследование и разницу в общественных мнениях трех стран Балтии. Так, в Эстонии наблюдается больше сторонников диаметрально противоположных мнений — причем доминируют ярко антикремлевские настроения, но меньшинство придерживается столь же сильных противоположных убеждений.
В Литве такого резкого разделения мнений нет — преобладают умеренные позиции, при том что и там доминируют антикремлевские настроения.
В Латвии же спектр общественного мнения очень разнообразный:
«Антикремлевский консенсус — на порядок слабее, чем в Эстонии. В связи с этим мы можем говорить о различных группах общества, у каждой из которых свое мнение: категоричное, менее категоричное и более умеренное. И ни у одной нет явного доминирующего статуса», - признал Капранс.
Он также отметил, комментируя выводы исследования, что влияние масс-медиа, возможно, зачастую преувеличено. В связи с чем и стратегия борьбы против кремлевской пропаганды формируется примитивная.