-Возможно ли создание политической нации в Латвии?
-Я не знаю, что такое политическая нация. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, которые используют этот термин, назвали характеристики. Я могу назвать некоторые из них. Один из них: нация признает страну, в которой живет, все или большинство признают ее законы и готовы их соблюдать, говорят на одном языке - в случае с Латвией это абсолютно неизбежно.
Я слышу об этом уже 30 лет и могу примерно определить для себя, что такое гражданское общество, но оно будет сильно отличаться от того, что вы найдете в книгах.
Гражданское общество, на мой взгляд, было тем, что поддерживало блатную систему и коррупцию в 1990-е. Это было гражданское общество, возникшее как альтернатива советскому режиму, это был блат в магазине, широкий круг знакомых, и все это складывалось в гражданское общество. Эти люди маршировали по Комсомольской набережной с плакатами и транспарантами 1 мая и 7 ноября, кричали лозунгу, потом выпивали. Это входило в советскую традицию.
Но в повседневной жизни, когда вы занимались своими делами, действовали совсем другие правила. Да, с оглядкой на закон, но была коррупция, блат - они облегчали жизнь и были моделью выживания.
...Есть один инструмент, который постепенно сближает условные меньшинства, - это знание языка, они становятся конкурентоспособными. Одна часть интегрируется, ищет возможности карьерного роста в сфере государственного управления, но у нас нет русской диаспоры, у нас есть экстерриториальное русское сообщество, которая в плане коммуникации и мировоззрения в основном формируется в идеологических рамках России.