Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис обвинил руководство Белоруссии в целенаправленном использовании мигрантов из ближневосточных стран в качестве гибридного оружия против Европы. Заявление прозвучало в ходе беседы с журналистами газеты Financial Times. Причина такого поведения со стороны Минска не вызывает у министра никаких сомнений. «Это легко угадать. Будем откровенны, мы укрываем главных лидеров (белорусской.— “Ъ”) оппозиции»,— сказал он, добавив, что Литва теперь является «прямой мишенью» для Белоруссии.
Опасения главы литовской дипломатии подтверждает угрожающий рост миграционной активности на границах Белоруссии и стран ЕС.
По состоянию на 14 июня литовским пограничникам с начала этого года уже удалось задержать 387 беженцев, а это в пять раз больше, чем за весь прошлый год. Только на прошлых выходных пограничная служба Литвы остановила две крупные группы нелегалов, всего 58 человек.
По словам господина Ландсбергиса, доставка мигрантов в Минск с целью их дальнейшей переправки в европейские страны могла осуществляться при участии белорусского государственного туроператора «Центркурорт». Представители туристической компании пока никак не прокомментировали это заявление. Отметим, что ранее оппозиционные белорусские СМИ и Telegram-каналы называли авиакомпании, которые могут быть причастны к транспортировке беженцев из стран Ближнего Востока в Европу. Так, например, иракская Fly Baghdad начала выполнять прямые регулярные рейсы в Минск 10 мая, а уже на следующий день начали поступать сообщения о наплыве мигрантов в Литву, утверждает Telegram-канал Nexta.
Эту же тему Габриэлюс Ландсбергис продолжил во вторник на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИДа Греции Никосом Дендиасом. Литовский министр заявил, что Минск «активно организует программу беженцев и использует их против Литвы в качестве одного из видов гибридного оружия». «Это означает, что то, что мы видим, может быть лишь началом. Если число (нелегальных мигрантов.— “Ъ”) будет расти, если ситуация ухудшится, помощь партнеров точно будет нужна»,— добавил он.
В свою очередь, Никос Дендиас отметил, что «это европейский вызов», и заверил: при необходимости Греция будет готова помочь Литве «любым подходящим способом», например, прислать специалистов, чтобы поделиться опытом.
В схожем ключе действия Минска прокомментировал на своей странице в Facebook председатель Комитета национальной безопасности и обороны (КНБО) Литвы Лауринас Кащюнас. «Нелегальные миграционные потоки находятся в корреляции с четырьмя еженедельными рейсами коммерческих авиакомпаний из Багдада и Стамбула в Минск,— отметил он.— Можно смоделировать, что при худшем варианте число мигрантов, еженедельно прибывающих из Ирака и Сирии, может достичь 200–300 человек».
Господин Кащюнас также упомянул, что по ходу работы с мигрантами возникают неоднозначные правовые вопросы. Так, например, как написал глава КНБО, мигранты «выучили магическое слово “убежище”», которое обязывает литовскую сторону к исполнению международных обязательств даже после задержания нелегалов.
Беженцы, как пояснил Лауринас Кащюнас, зачастую пользуются правом попросить политическое убежище, хотя на самом деле мигрируют исключительно по экономическим причинам. Тем временем, как сообщает ТАСС, в Литве начинают строить первый палаточный лагерь для беженцев. Это решение продиктовано тем, что литовские власти столкнулись с проблемой размещения мигрантов, прибывающих из Белоруссии, когда Центр регистрации иностранцев в пограничном городе Пабраде оказался переполнен. По всей видимости, в дальнейшем литовской стороне придется задуматься о депортации беженцев в страну происхождения. «Потому что это одна из самых эффективных мер по борьбе с незаконной миграцией»,— считает Лауринас Кащюнас.
В конце мая президент Белоруссии Александр Лукашенко пригрозил ослабить миграционный контроль на границе с Европой. «Мы останавливали наркотики и мигрантов, теперь будете сами их есть и ловить»,— сказал он в ходе выступления в белорусском парламенте 26 мая. Заявление прозвучало на фоне очередного обострения в отношениях между Минском и Западом, начавшегося после вынужденной посадки самолета авиакомпании Ryanair в Минске и последовавших за этим новых санкций со стороны США и ЕС.