Интересно, что источником пополнения ресурсов оказался не взлет рождаемости, а положительное миграционное сальдо — в страну въехало на 3300 человек больше, чем выехало из нее.
Возвращение своих
Эксперты объясняют происходящее реэмиграцией (возвратной миграцией). «Основной причиной возвращения можно считать быстрое повышение уровня жизни и благоприятную ситуацию на рынке труда, — пишет в своей статье экономический аналитик SEB Михкель Нестор. — Занятость в Эстонии ни разу не была настолько высокой за всю новейшую историю. Если на пике последнего экономического бума уровень занятости достигал 63%, то сегодня он составляет уже 66%, что является очень хорошим показателем и по сравнению с другими странами Европейского союза. Очень быстро растут и реальные доходы».
Уровень доходов в Эстонии сейчас действительно больше, чем в двух других странах Балтии: средняя месячная зарплата в Эстонии до уплаты налогов в четвертом квартале 2016 года составляла 1182 евро, в Латвии — 894 евро, а в Литве (без учета индивидуальных предприятий) — 822 евро. При этом прирост зарплат в Эстонии происходит быстрее всего в Балтии — 7,6% по сравнению с 2015-м.
Когда у финнов хуже
Другое важное обстоятельство, почему граждане Эстонии стали возвращаться на родину, — географическая специфика эстонской эмиграции. В отличие от Латвии и Литвы, чьи граждане в основном отправлялись на заработки в Великобританию, Ирландию и Германию, эстонцы традиционно обращали внимание в первую очередь на возможности на рынке труда соседней Финляндии. Согласно более ранним подсчетам, сюда переселилось свыше 50 тысяч выходцев из Эстонии. Сейчас экономика Финляндии, как известно, переживает не лучшие времена, и для многих эстонцев это стало поводом подумать о возвращении на родину.
«Для рядовых граждан особенно ощутима разница в климате на рынке труда. Если в Эстонии в ходе переговоров о зарплате преимущество находится на стороне работников, то в Финляндии рост заплат в последние годы ограничивался менее чем полутора процентами. Несмотря на более низкий уровень естественной безработицы, реальная безработица в Финляндии гораздо выше, чем в Эстонии, и в прошлом году составляла около 9%», — отмечает экономист SEB.
Примечательно, что годом ранее — в 2015-м — население Эстонии также «прибавило в весе»: численность жителей возросла на 2673 человека, хотя ранее она последовательно снижалась после 2000 года.
Особенности подсчета
Здесь, впрочем, важно отметить, что Эстония на протяжении многих лет использовала особую методологию подсчета — эмигрантом человек считается, лишь когда он выписался из регистра народонаселения. Если уезжающий этого это не сделал, то формально он продолжает числиться постоянным жителем своей страны. Начиная с 2016 года Департамент статистики начал применять новую методику подсчета миграции. По мнению экспертов, эти новые данные не всегда можно сравнивать с показателями за предыдущий период. Более точный анализ демографических процессов в Эстонии можно будет сделать только через несколько лет, когда накопится база данных по новой методике.
Как исчезают страны Балтии
После вступления в Евросоюз отток населения из Эстонии оказался меньше, чем из других стран Балтии. По официальным данным, из Латвии за первые десять лет нахождения в ЕС эмигрировало около 13% населения (порядка 300 тыс. человек), из Литвы — 15% (почти 500 тыс.), а из Эстонии — только 4% (51 тыс. человек).
Эмиграция по-эстонски: с женским лицом
Абсолютное большинство эстонских эмигрантов (81%) — жители трудоспособного возраста. Чаще всего Эстонию покидали молодые люди в возрасте от 25 до 44 лет (удельный вес этой группы среди всех эмигрантов составил 47%).
Другой характерный признак эстонской эмиграции — из страны уехало много женщин детородного возраста. Это обстоятельство даже заставило эстонских демографов подкорректировать свои долгосрочные прогнозы. По оценкам 2014 года Департамента статистики Эстонии, к 2040 году население страны сократится на 10%, доля 20–49-летних уменьшится на треть, а 65–79-летних станет почти на 20% больше, чем сейчас. По официальным данным за 2016 год, уже почти каждый второй житель Эстонии достиг 45 лет. Группа населения в возрасте от 25 до 44 лет составляет лишь 28%, а процент детей младше 15 лет — 16%.
Эмиграция по-литовски: крупнейшая в ЕС
По данным Eurostat, за счет смертности и эмиграции население Литвы каждый год уменьшается на 1,5%. Каждый час из этой страны уезжает 4–5 человек, за день — 100 человек, за год — 35 тысяч. Департамент статистики Литвы обнародовал информацию, согласно которой на 1 января 2017 года в стране проживало 2,849 млн. человек, что на 39,2 тыс. меньше, чем в прошедшем году. Две трети потери численности населения приходится на эмиграцию.
В январе 2017 года было получено более 15 тыс. деклараций об отъезде из Литвы. Это в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года: в январе 2016‑го было подано 5082 декларации, в прошлом месяце — 15 388.
Больше половины эмигрантов — 52% покинувших Литву в первом полугодии 2016 года — это молодежь в возрасте 18–35 лет. По мнению экспертов, одной из причин отъезда теперь является также восстановление в Литве постоянного призыва в армию.
Эмиграция по-латвийски: разочаровались
По темпам депопуляции Латвия занимает второе место в Евросоюзе после Литвы — за последний год население страны сократилось почти на процент. Согласно подсчетам исследователей Латвийского университета, с начала века Латвию покинуло не менее 300 тыс. человек.
Примерно две трети, или 62,7% уехавших жителей Латвии, не хотят возвращаться, потому что разочаровались в стране: об этом свидетельствует опрос, проведенный Центром исследований диаспоры и миграции Латвийского университета.
Александра Глухих-Полещук, freecity