Он напомнил: Банк Латвии может повлиять только на вторую. Для нивелирования внешней инфляции у него инструментов нет.
«Та инфляция, которая сейчас есть — это, по большому счету, отражение роста цен на энергоресурсы и продовольствие. Есть внутренняя инфляция, отображающая состояние экономики, она у нас на нормальном, здоровом уровне! А вот эта вот внешняя, на которую Европейский центробанк никак не может повлиять — вот она сейчас растет.
Естественно, мы можем за один день инфляцию остановить. Как? Поднять процентную ставку по займам до 25% годовых. Или до 50%! Но это остановит нашу экономику — и мы сейчас не будем обсуждать инфляцию, а будем обсуждать безработицу в 20%, которую снизить будет уже не так-то просто.
Поэтому, обсуждая теперешнюю инфляцию, нужно понимать, что за нею стоят внешние причины, которые один год, какой-то период будут вот такими, а потом это всё может диаметрально измениться, и цены на энергоресурсы и продовольствие могут пойти вниз, и у нас в какой-то год будет снижение цен».
Другой участник передачи, экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис, добавил: три группы товаров или услуг, подорожавшие больше всего — это продовольствие, содержание жилья и топливо.
«Из 21,5% инфляции 18,2 процентного пункта приходится на эти три группы. Поэтому можно сказать, что сейчас происходит энергетическая инфляция. Мы можем ожидать, что в какой-то момент цены на энергию нормализуются, и тогда мы можем увидеть даже дефляцию. Такой момент реален, и он наступит, вопрос — когда, и насколько длительным он окажется», — сказал он.
Бывший президент Банка Латвии Эйнар Репше в эфире LTV высказал мнение, что настолько стремительным ростом инфляции мир обязан «нерешительности центробанков», которые «напечатали слишком много денег» для преодоления вначале глобального экономического кризиса 2009-10 годов, затем пандемийного и теперь вот — военного. Но легко так рассуждать сейчас — ведь два года назад никто не предполагал, как события будут развиваться, подчеркнул Олег Красноперов:
«А тогда, весной 20202 года, когда вся экономика остановилась, и вот-вот у вас будет спад ВВП на 15%, а безработица превысит уровень 2009 года — какие тогда нужны были решения? Есть инфляция внутренняя — это на нее влияют центральные банки, она отражает состояние экономики. И есть инфляция, вызванная мировыми центами на продовольствие и энергоресурсы. И Европейский центробанк, и все центральные банки могут влиять только на эту внутреннюю часть инфляции.
Да, можно сегодня остановить инфляцию — фактически за один день все финансовые рынки мы можем удивить тем, что процентную ставку просто поднимем до 25-50%. Экономика встанет, безработица будет высокой, это будет глупость полнейшая — и эти же люди будут говорить: вы только посмотрите, что они наделали, они ввергли нас в искусственный кризис!»
ЕЦБ и Банк Латвии обязаны, конечно, бороться с инфляцией, пояснил он. Но намеченная ЕЦБ основная цель — 2% инфляции в год в долгосрочном периоде, пояснил Красноперов: «Еврозона существует 20 лет, и средняя инфляция за 20 лет в еврозоне — ровно 2% в год».