Эксперт социальной защиты и здравоохранения Латвийской конфедерации работодателей Петерис Лейшкалнс считает неправильным модель пенсионной системы, при которой пенсия зависит не от зарплаты, а от трудового стажа. Он считает такую систему слишком социалистической.
Напомним, 20 января эстонское правительство решило изменить формулу расчета пенсий. Это означает, что вместо страховой части, зависящей от размера зарплаты будет накапливаться так называемая стажевая часть, которая зависит от количества проработанных лет.
"Наша задача - дать людям чувство уверенности в том, что в старости они будут защищены от бедности. Это значит, что пенсионная система должна гарантировать достаточный доход вне зависимости от размера зарплаты", - заявила министр социальной защиты Кайа Ива.
По мнению Петериса Лейшкалнса, такую систему стоит вводить, если наша цель - соответствовать левым идеям в развитии экономики.
"Мне непонятно, зачем эстонцы вообще стали что-то менять, ведь это внесет напряжение в общество, - поясняет он. - Изменение в таких серьезных вещах, как пенсии, всегда будет вести к напряжению и ощущению того, что система неустойчива. И потом, в отличие от нашей пенсионной системы, которая немного криворукая, в Эстонии все было сделано гораздо лучше.
Если там человек работал до 1998 года, то у него пенсия состоит из трех вещей: государственной базовой пенсии, связанной со средней зарплатой по стране, надбавки за каждый проработанный год, не зависящей от размера зарплаты, и личной пенсии, которая зависит от уплаченных налогов.
Все эти три компоненты в целом делают пенсию для людей в Эстонии очень хорошую. И во многом это происходит благодаря тому, что в Эстонии всегда существовали минимальные социальные взносы, в отличие от Латвии".
По этой причине в Латвии такую систему нельзя ввести, - считает эксперт. "У нас человек мог платить 10 евро в месяц, и работать так годами. Получается, что он заслужил такую же пенсию, как и тот, кто проработал столько же, но отчислял социальный налог, например, с 1000 евро".
"Это такая социалистическая система пенсий, - говорит он. - И если мы введем нечто подобное, то люди вовсе потеряют всякий смысл платить налоги. Как должен чувствовать себя тот человек, который исправно платил 20 лет большие налоги, но в итоге он получает такую же пенсию, как и его сосед, плативший всю жизнь с "минималки"?
Если Эстония все-таки введет такой принцип пенсий, то это, скорей, будет похоже на пособие по старости, но надо понять, можем мы его себе позволить или нет".