Она - звезда подиума, он - начинающий артист
- В 70-е годы я жил в Москве рядом с Гафтом, - вспоминал бывший чиновник Олег Леонов. - Мы с ним общались по-соседски. Он мне рассказывал, как много душевных мук ему доставила его первая жена - красавица Елена Изергина. Она работала манекенщицей в Доме моделей на Кузнецком Мосту, бывала на показах мод за границей, ей оказывали знаки внимания видные мужчины. Ее фамилия в советские годы была известна.
И у нее лучше получалось делать карьеру, чем у мужа, тогда еще никому не известного начинающего артиста. Он еще не был тем Гафтом, каким мы его все запомнили. Отличался неуживчивым характером, возможно, поэтому долго искал свой театр. Ссорился с режиссером Валентином Плучеком, который его быстро выгнал из Театра Сатиры. Потом не единожды рубил сплеча и хлопал дверью. В его трудовой книжке была запись, что утром он принят в Театр им. Моссовета на должность актера, а вечером того же дня (после короткой репетиции с режиссером Юрием Завадским) - другая: освободить от занимаемой должности.
Когда мы с ним общались, он уже развелся с первой женой, был холостяком. Но, бывало, засиживался у меня в квартире и мог... просто набрать номер ее телефона и молчать в трубку, слушая ее голос. Мог немного выпить и долго говорить о ней, словно мучая себя этими воспоминаниями. Было видно, что он продолжал ее сильно любить. Елена Изергина ему изменила, ушла от него к известному кинодраматургу Далю Орлову. А Валентин еще долго страдал. Даже говорил, что, когда она от него ушла, была мысль наложить на себя руки, но эту слабость он быстро прогнал.
Меня поразило его признание: ради первой жены он брал ее фамилию! Ненадолго, потом вернул родную, решив, что это правильно. Но такое было в его жизни, он это не афишировал. Я вообще этого не понимал: зачем? А он говорил, что хотел сделать ей приятное. Елена носить фамилию Гафт не хотела. Говорила, что по звучанию это похоже на «гав». У жены он был под каблучком. Первое время он, женившись, пришел жить в однокомнатную квартиру к жене и теще, отгородив угол досками. Во всем старался им угодить.
В те годы многие артисты брали псевдонимы, скрывая национальность. Отчасти, возможно, и Валентин из-за этого взял фамилию Изергин. Но сам он мне говорил, что сделал это ради жены. Валентин при всей внешней крепости и силе был очень ранимым.
Скрывал, что выгнали из театра
С Еленой Изергиной Гафт познакомился в 1959 году. Валентину тогда было 25 лет, Елене - чуть меньше. Она жила в доме, во дворе которого актер периодически играл в футбол с друзьями. Там он ее и увидел и стал ухаживать.
Однажды Валентин пригласил Елену с матерью на свой дебютный спектакль в Театре Сатиры и от волнения провалил выступление.
«В спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца он играл роль Ученого, - вспоминает писатель Федор Раззаков. - Помимо него в постановке был занят чуть ли не весь цвет театра: Анатолий Папанов, Евгений Весник, Ольга Аросева, Зоя Зелинская. На премьеру Гафт пригласил маму и свою невесту, чтобы они порадовались за него. Двигаясь по сцене на ватных ногах, Гафт произносил реплики так тихо, что зрители во втором ряду их уже не слышали.
Затем он перепутал Аросеву с Зелинской, чем поверг обеих актрис в панику. А далее и вовсе произошла катастрофа. Когда Гафт поднялся на балкон, гвозди, державшие его, отогнулись, и вся конструкция вместе с актером рухнула в оркестровую яму. К счастью, ему удалось зацепиться за решетку и вылезти обратно на сцену, однако зал уже умирал от смеха. В итоге Гафта в Театр Сатиры так и не взяли».
После провала в доме Гафта собрался семейный совет, на котором было решено: «Надо спасать Валю - искать ему другую профессию». Он соврал родителям и своей невесте, что его оставили в театре на испытательный срок, хотя на самом деле его не взяли даже рабочим сцены. Обман продолжался в течение нескольких недель, и все это время Гафт безуспешно искал работу. Денег не было, поэтому он втихаря продавал что-то из своих вещей. А на вырученные деньги дарил невесте и ее матери конфеты.
Покорила Гагарина и Кардена
Несмотря на сложные условия быта в однушке вместе с тещей, Гафт очень любил свою красавицу Алену. По его признанию, люди постоянно засматривались на его жену. «Ей оборачивались вслед, она мне изменяла», - говорил он в интервью. Позже Гафт шутил, что его раздражала страсть жены к животным. Она постоянно подбирала бездомных котят, раненых голубей и всем старалась помочь, приносила в дом. В квартире стоял запах кошачьей мочи, валялись шерсть животных и перья птиц. «Я ходил весь в шерсти и перьях, но я ее любил», - вспоминал актер.
Елена часто участвовала в модных показах за рубежом. В одной из таких поездок на выставке советской моды в Лондоне она познакомилась с космонавтом Юрием Гагариным. Однажды модельер Пьер Карден пригласил своего коллегу Вячеслава Зайцева в Париж на показ. Для поездки выбрали Изергину и еще одну девушку. Но вторую манекенщицу и Зайцева из страны не выпустили, так что Изергина одна представляла всю советскую коллекцию.
Драматург Даль Орлов увидел Елену в конце 1960-х на концерте и сразу стал за ней ухаживать. Ему сообщили, что у нее есть муж-актер. Но это его не остановило. И однажды, когда Гафт уехал на съемки на месяц, подруга Елены маякнула Далю. Он пустил в ход все свои чары и отбил у Гафта жену.
Долго не везло в личной жизни
Актер не мог простить любимую и больше с ней не встречался. В личной жизни ему потом долго не везло. Брак со второй женой - балериной Инной Елисеевой оказался неудачным. Их единственная дочь Ольга в 22 года покончила с собой. Лишь в 60 лет Гафт обрел позднее семейное счастье с актрисой Ольгой Остроумовой, которую до свадьбы знал почти 20 лет. Они познакомились на съемках фильма «Гараж» Эльдара Рязанова. Но тогда Остроумова была замужем за режиссером Левитиным, и Гафт уговаривал себя найти в ней недостатки и выбросить из головы.
"Мне она очень нравилась. Давно. Но я знал, что она занята. И, судя по всему, человек она очень серьезный, верный. Настоящий. Просто начать с ней заигрывать бессмысленно, - рассказывал актер. - При этом красивая женщина, нравящаяся всем. Женщина, от которой вспыхивают. Просто от того, как она проходит мимо. Поэтому в "Гараже" я ее, конечно, внимательно разглядывал - это было такое светлое пятнышко, которое нельзя не приметить, но даже не сделал попытки подойти. Отступил, начал искать в ней несуществующие дурные вещи".
«И только спустя 20 лет, случайно увидев ее по телевизору, вспыхнул и понял: вот она - моя! Так судьба распорядилась, что мы с ней несколько дней спустя встретились. Совершенно случайно, на концерте. Потом я решился - и пригласил ее на свидание. Что сказать, не знал. Поэтому первой фразой было: «Посмотри на мои мускулы». Она, наверное, подумала, что я идиот», - вспоминал актер.
«Мне кажется, что она достойна гораздо лучшего, чем я. Она потрясающая женщина. С ней я такой, как я есть. Это не значит, что все так просто, - часто необходимо что-то преодолевать в себе. Но нет ненужных усилий, мне легко с этим человеком. Потому что когда тебя понимают, эти мгновения блаженны", - признавался он.
(По материалам «КП».)
Был тайно влюблён в Марину Неёлову
Она сводила его с ума и заставляла страдать. При этом оба тщательно скрывали свои отношения
Не секрет, что Валентин Гафт отличался влюбчивостью. У него были четыре жены и много романов. А недавно стало известно, что в 80-е у Гафта и его партнерши - примы театра «Современник» Марины Нееловой были романтические отношения.
Утешил после разрыва с Каспаровым
В 80-е любимая актриса Галины Волчек Марина Неелова попала в публичный скандал. О ее некрасивом разрыве с шахматистом Гарри Каспаровым, который потом эмигрировал, шумел весь столичный бомонд.
Роман 21-летнего Каспарова и 37-летней Нееловой длился два года, с 1984-го по 1986-й. Когда же актриса призналась ему, что беременна, Каспаров ребенка не принял. С той поры они больше никогда не общались, актриса вычеркнула его из жизни. В театре «Современник» коллеги были возмущены поступком шахматиста. И эмоциональнее всех защищал Неелову Валентин Гафт, который прилюдно заявил: «Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме». В 1987 году Марина Неелова родила дочку Нику.
После тяжелого разрыва с Каспаровым, как говорят, Неелову утешал Валентин Гафт. Их отношения на некоторое время вышли за пределы профессиональных...
Сводила с ума
- В конце 80-х мы с Валентином Гафтом были на гастролях в Крыму, - рассказал «КП» режиссер Анатолий Демидов. - Гафт приехал с тогдашней гражданской женой Аллой. Я решил спросить у него совета как у старшего товарища и опытного в амурных делах человека. В Москве у меня остались жена и двухлетняя дочь, а я страдал уже несколько лет неразделенной любовью к актрисе Театра им. Маяковского Татьяне Мухе. «Как избавиться от чувства?» - спрашивал я Гафта.
И он мне сказал: «Не вынимай занозу любви из сердца - ты же поэт, наслаждайся этим сокровищем и пиши о нем. Все само пройдет, и пустота в сердце расстроит тебя больше». Потом подумал и сказал: «Спасибо тебе за исповедь. Откровенность за откровенность. Я сюда приехал с Аллой, а мысли и чувства далеко: я люблю Марину». И через паузу: «Неелову! Больше не хочу ничего говорить...»
На момент, когда Валентин Иосифович переживал чувство к Нееловой, он жил с виолончелисткой Аллой, которая мучила его ревностью (и не всегда беспочвенной). Про Аллу Гафт рассказывал, что она играла в оркестре под управлением Евгения Светланова. «Хорошая женщина, но странная: почему-то она думала, что я ей постоянно изменяю, - рассказывал актер в интервью журналистам.
- Однажды она устроила скандал прилюдно. Мы были в Доме кино на премьере фильма «Ночные забавы», где я играл любовника героини Ирины Алферовой. В начале фильма есть сцена, в которой мы с Ириной лежим в постели. Алла дальше даже смотреть не стала - развернулась и как дала мне по морде! Тут уж я ушел. Больше мы с ней не встречались».
При этом в актерской тусовке судачили, что Алферова вполне могла очаровать Гафта. А уж роковая Неелова просто сводила его с ума. При этом оба тщательно скрывали свои отношения. Неелова вышла замуж за дипломата, и дальше Валентину Иосифовичу только оставалось страдать от любви. Их романтические отношения плавно перетекли в дружеские.
Актриса спустя годы даже иронизировала по поводу Гафта. По ее словам, Гафт на репетиции «Трех сестер» в постановке Волчек стеснялся поцеловать ее героиню. Но пообещал: «На премьере я тебя так поцелую, забудешь все на свете». И действительно, поцелуй был сумасшедшим, о нем Неелова вспоминала с улыбкой: «Жду с ужасом. Премьера. И вот я - на рояле. Гафт подходит ко мне, хватает, наклоняется - и мое лицо уходит в него. Я вижу все: Валины гланды, желудок... Потом он, как вантуз, чмокает и вытирает губы. «Вот так вот», - говорит Валя, будто после этого поцелуя я должна уйти в декрет».
Восемь самых известных эпиграмм Валентина Гафта
Леониду Ярмольнику
Чего не сделаешь за стольник,
Чтоб овладеть теплом сердец?
Был даже чайником Ярмольник,
Но унитаз - его венец...
Армену Джигарханяну
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где играл Джигарханян.
Михаилу Боярскому
Зачем ты, Миша, так орешь?
Словно ограбленный еврей.
Ты д'Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а не плебей.
Татьяне Дорониной
Клубника в сметане -
Доронина Таня,
Другого ты в ней не ищи.
И ляжет в постель,
И на сцене так встанет,
Как будто «Шанели» накапали в щи.
Михаилу Козакову
Все знают Мишу Козакова,
Всегда отца, всегда вдовца.
Начала много в нем мужского,
Но нет мужского в нем конца.
Олегу Ефремову
Олег! Не век - полвека прожито!
Ты посмотри на рожу-то!
Людмиле Гурченко
Ей повезло все знать, все мочь,
Хоть водку глушит из стакана.
А карнавальная та ночь
Звездой мигает нам с экрана.
Но всех пока одно тревожит:
Без мата Гурченко не может.
Сергею Безрукову
Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков!