Невоенная должность
За время существования Министерства обороны США как отдельного ведомства, объединяющего управление всеми частями военной машины страны, на посту руководителя этой структуры сменились 24 человека. Дональд Рамсфельд занимал пост дважды — в 1975-1977 годах и 2001-2006 годах. Семь человек не имели опыта военной службы в принципе; один (Чак Хейгел) был сержантом; семь остановились на первичных офицерских должностях; один был гражданским служащим Минобороны. Восемь остальных продвинулись по службе (действительной или в запасе) дальше лейтенантских погон, но в основной массе были «офицерами военного времени» — призывавшимися в связи с войной. Семь человек непосредственно участвовали в боевых действиях, включая ветерана Вьетнама и кавалера двух Пурпурных сердец (дающихся за ранение в бою) Чака Хейгела.
До настоящего времени лишь один министр обороны США был профессиональным военным, получившим профильное образование и сделавшим службу делом своей жизни: это пятизвездный генерал Джордж Маршалл, в 1939-1945 годах возглавлявший объединенный комитет начальников штабов и ставший министром обороны в 1950 году.
Такой подход вполне объясним, учитывая, что Минобороны США не занимается боевыми операциями, отвечая в первую очередь за повседневное функционирование, снабжение и развитие вооруженных сил, для чего требуются скорее административно-управленческие таланты, нежели качества боевого командира. Более того, определяющий функционал и полномочия ведомства и его главы раздел свода федерального законодательства США прямо заявляет, что министром обороны может стать человек, не менее чем семью годами ранее уволившийся с действительной военной службы.
В 1950 году, когда министром стал формально еще остававшийся на службе в армии Джордж Маршалл, для преодоления этого правила, в то время еще более жесткого (не менее 10 лет), потребовалось специальное решение Конгресса. В связи с этим говорить о предстоящем назначении Мэттиса как о чем-то решенном пока нельзя, но республиканское большинство в Конгрессе и личная популярность самого Мэттиса, включая хорошие отношения с главой профильного сенатского комитета Джоном Маккейном, делают его весьма вероятным.
Атака морской пехоты при поддержке армии
Джеймс Мэттис — не единственный генерал из пяти возможных кандидатов. Среди его конкурентов значится Джон Келли — еще один дослужившийся до четырех больших звезд морской пехотинец, уволившийся с действительной службы менее года назад. Разумеется, для его назначения также потребовалось бы специальное разрешение Конгресса. Стоит отметить, что оба эти почтенных джентльмена взаимно рекомендовали друг друга Трампу на пост министра обороны.
Третий человек в этом списке, имеющий военный опыт, — сенатор-республиканец Том Коттон, самый молодой из членов сената Конгресса США: в мае 2016 года ему исполнилось 39. До генерала он, правда, не дослужился — за четыре года на активной службе и столько же в запасе получил лишь звание капитана армии США. За плечами Коттона — участие в иракской кампании, где он командовал десантно-штурмовым взводом в составе известной 101-й десантно-штурмовой дивизии. Еще два вероятных кандидата — сенатор Джим Тэлент и бывший сенатор Джон Кайл — опыта военной службы не имеют, однако эти кандидатуры рассматривались всерьез, учитывая, что для них Трампу не потребуется получать специальное разрешение Конгресса, ограничившись обычным утверждением кандидатуры. Тем не менее выбор новоизбранного президента США пал на Джеймса Мэттиса.
Характер вредный. Не женат
66-летний отставной четырехзвездный генерал морской пехоты родился, по официальным данным, в городе Пуллман штата Вашингтон на северо-западе США (не путать со столицей США — городом Вашингтон в округе Колумбия). Он получил гражданское образование в Университете штата Вашингтон, став бакалавром истории, и звание второго лейтенанта, закончив курсы офицеров резерва (примерный аналог отечественных военных кафедр). Такой набор не является чем-то необычным и наблюдается у многих политиков и бизнесменов, чей род занятий никак не связан с армией, но Мэттис решил делать военную карьеру. Военное образование он получил в школе командного состава морских десантных сил (Amphibious Warfare School), Командно-штабном колледже морской пехоты (Marine Corps Command and Staff College) и Национальном военном колледже (National War College).
За время службы Мэттис прошел все основные ступени, включая командование взводом, ротой и батальоном. В качестве командира 1-го батальона 7-го полка КМП США подполковник Мэттис участвовал в операциях по обеспечению безопасности в Саудовской Аравии («Щит пустыни», 1990) и по освобождению Кувейта в ходе войны в Персидском заливе («Буря в пустыне», 1991). В 1994 году получил звание полковника и должность командира полка.
Первое генеральское звание Мэттис заработал в 1998-м. Возможно, важнейшим этапом в его карьере стало командование 1-й экспедиционной бригадой КМП, а затем 58-й боевой группой в Афганистане после теракта 11 сентября 2001 года. В 2002 году Мэттис принял командование 1-й дивизией КМП, и в 2003-м участвовал в операции Iraqi Freedom. Части под его командованием принимали участие в боях за Фаллуджу, по итогам которых американским военным, включая и самого Мэттиса, были предъявлены обвинения в чрезмерном использовании силы.
В 2004 году Мэттис, уже трехзвездный генерал, руководит командованием по разработке планов боевого применения КМП. Вершиной его карьеры стал период с 2006 по 2013 год, когда он руководил 1-й экспедиционной группой КМП, а затем исполнял обязанности руководителя центрального командования (USCENTCOM). В 2007-2009-м Мэттис, получив четвертую звезду, стал командующим Межвидового командования вооруженных сил США (U.S. Joint Forces Command). Одновременно он занимал пост руководителя командования по трансформации НАТО, отвечая за подготовку войск Альянса и разработку новых концепций боевого применения.
В 2010 году Мэттис стал руководителем USCENTCOM уже без приставки «и.о.». По словам министра обороны Роберта Гейтса, генерал получил эту должность за «стратегическую интуицию и независимость мышления».
Джеймс Мэттис имеет неоднозначную репутацию резкого и острого на язык офицера, вместе с тем, по имеющимся оценкам, отличается высоким интеллектуальным потенциалом. Будучи любителем истории, в первую очередь военной, собрал большую личную библиотеку (более семи тысяч томов), которую перевозит за собой при смене места службы. Личные вещи при этом периодически забывает. Активно изучает опыт военачальников прошлого, от античных времен до Второй мировой войны и послевоенных конфликтов.
Семьи не имеет, детей, в том числе внебрачных, по официальным данным, тоже, за что получил прозвище «монах» (помимо других, среди которых известны «бешеный пес» и «хаос»). Некоторое время пресса подозревала Мэттиса в нетрадиционной сексуальной ориентации, однако реплики в духе «Я бы ушел в монастырь, если бы там было пиво и девочки» заставляют сомневаться в обоснованности этих подозрений.
Высказывания Мэттиса, учитывая его прямолинейность и специфическое чувство юмора, являются одним из главных источников анекдотов в современных вооруженных силах США. Широко разошлись фразы «Морская пехота высадилась, и теперь у нас есть кусочек Афганистана» и «Будь вежлив и профессионален, но всегда имей план, как убить их всех».
Что будет?
Одной из главных проблем Пентагона после окончания холодной войны стала растущая оторванность военного планирования и оборонного заказа от практических нужд вооруженных сил США и возможностей промышленности. В конечном счете это привело к провалу крупнейшей программы перевооружения армии Future Combat Systems и серьезным проблемам с завышением стоимости ряда других программ при их сомнительной эффективности. Корпус морской пехоты и вовсе оказался на положении бедного родственника, получая новую технику и вооружение последним, несмотря на активное участие в конфликтах в качестве передовых сил американской военной машины. Дело доходит до того, что авиация корпуса морской пехоты вынуждена возвращать в строй с «кладбища самолетов» взамен изношенных однотипных машин истребители F/A-18C производства 1980-х годов, ранее выведенные в рамках сокращения вооруженных сил и сохранившие летный ресурс.
С учетом этого от Мэттиса с его опытом разработчика схем боевого применения и учебного процесса можно ждать приведения американских военных программ в большее соответствие с реальной обстановкой. Скорее всего, на этом пути Пентагон ждет немало конфликтов с военной промышленностью США, проблемы которой в чем-то схожи с российскими — распад СССР в определенной мере ударил и по заокеанской стороне холодной войны.
Что касается военной политики, она зависит не столько от руководства Пентагона, сколько от объединенного комитета начальников штабов и объединенного командования НАТО. Впрочем, от военного с большим опытом боевых операций во главе Минобороны скорее можно ожидать прагматичных решений, чем идеологизированных.
Илья Крамник, Лента.ру