Rīgas domes koalīcija nobalso par vēlmi būvēt gigantisku lieljaudas dedzinātavu.
— Igors Kļaviņš❤❤️️ (@Klavins_Igors) July 3, 2024
Nav teikts kur, bet tikai, ka vēlas. Visdrīzāk, ka Ropažos, 1km no bērnudārza, 2km no Pļavniekiem un 3km no Ķengaraga.
Ilgtermiņā visdrīzāk, ka importēs atkritumus, lai sadedzinātu ar visām… https://t.co/9Etyn3yUZY pic.twitter.com/yFIAGsvmkE
Press.lv уже описывал нешуточные страсти вокруг проекта такого завода в Ропажском крае. Но тогда, напомним, Ропажская дума приостановила реализацию проекта. И протесты местных жителей, а это и рижане, живущие в Кенгарагсе и Пурвциемсе, а также в Плявниеках и Межциемсе, и жители Ропажи и Дрейлини.
Запустить строительство завода не удалось, но зато удалось протащить под одобрение столичной думской коалиции стратегию по строительству таких заводов в принципе. Депутат от оппозиционного «Согласия» Константин Чекушин, председатель Думы партии «Согласие» голосовал против одобрения «стратегии», но его голоса и голосов его сторонников, увы, не хватило. И стратегию развития мусоросжигательных заводов приняли, благодаря активной поддержке столичной думской коалиции.
Константин Чекушин разъяснил press.lv, что же все это значит.
- Хочу подчеркнуть, что это не решение по строительству какого-то конкретного мусоросжигательного завода. По большому счету, это просто общая стратегия развития, в которой заложены такие нормы, которые теоретически позволяют построить такой завод.
-Но начало-то уже положено. Получается, в том же Ропажском крае, в Дрейлини, если власти все-таки пожелают снять с паузы проект строительства мусоросжигательного завода и дадут добро, застройщиков теперь уже ничто не остановит?
- Ну, муниципалитет теоретически может и не разрешать строить. Но важно понимать, что если завод строится на другой территории, например, в Ропажи, за чертой столицы, Рига потом на это строительство повлиять никак не сможет. Мы понимаем, что в будущем это упростит строительство мусоросжигательных заводов, потому-то мы и голосовали в этом случае против.
Да, такие стратегические решении по разным вопросам - нужны. Другое дело, что здесь, именно в этом решении, мы видим риски. Почему мы и возражали в принципе.
Но не все так безнадежно – ведь решения, в любом случае, принимают сначала самоуправления - каждое самоуправление в отдельности, а затем окончательное решение принимает Сейм. Сейчас самоуправления объединились, делегировали по этому вопросу функцию ООО Getliņi, ведь именно это предприятие было ответственным за разработку этого плана. И далее уже принимали коллективное решение, итогом которого и стало принятие этой стратегии.
- Без лоббирования здесь, видимо, не обошлось?
- У многих вызывало резонные вопросы, почему именно Getliņi? И нет ли здесь очевидного конфликта интересов? Не будут ли они лоббировать возможность строительства завода по сжиганию мусора.
-Так что, мусоросжигательным заводам теперь в Латвии быть и это лишь вопрос времени?
- В данный момент принята только стратегия, которую я (и не только я) считаю несовершенной, потому и голосовал против. Ну, это еще не означает, что обязательно сразу у нас в стране будет построен завод по сжиганию мусора. Образно выражаясь, теперь просто «приоткрыта калиточка» для принятия такого решения, но самого-то решения еще не было.
Сейчас обсуждается несколько проектов мусоросжигательных заводов. Когда вы мне позвонили, я даже не разу понял, о каком заводе идет речь. Ни один из проектов еще не поддержан и не внедрен. В любом случае, даже при готовом проекте, без общественного обсуждения не обойтись – муниципалитет каждый проект обязательно будет обсуждать, оповещать жителей.
- Если сейчас жители Ропажи, или Кенгарагса, которые и ранее уже протестовали против сжигания мусора вблизи их жилых домов, как и прежде, выйдут протестовать, они смогут добиться отмены уже принятой стратегии или ее пересмотра?
- Дело в том, что каждое самоуправление могло разработать свою стратегию, но ими уже было принято решение, что ее разрабатывают все муниципалитеты сообща. Это решение уже есть, стратегия поддержана. За нее проголосовали все самоуправления, так что это общее решение. Но когда дело дойдет до решения по конкретным проектам и уже конкретным заводам, если они появятся на горизонте, вот там уже жителям не возбраняется ходить с плакатами, ругаться, вставать в пикеты и убеждать депутатов такие проекты не поддерживать. Если же муниципалитет примет такую нормативную базу, которая разрешает строительство уже конкретного завода, то тогда, конечно, митинги особо не помогут. Конечно, шансы остаются, но всегда можно принять какой-то дополнительный особого рода законопроект и запретить такого рода деятельность.
Одним словом, это все будет зависеть и от активности жителей,
и от активности самого бизнеса, который хочет строить и зарабатывать, и конечно же, лоббирует свои интересы в этом направлении. Это сложный вопрос. При каждом очередном поданном проекте такого завода, будет учитываться не только принятая стратегия, но и будет рассматриваться и изучаться сам проект, его суть. Это не значит, что теперь любой проект будет утверждаться по щелчку пальцев – публичного обсуждения и критики не избежать. Возражения общества могут стать основанием для отказа в строительстве.
- Но ведь по строительству дорог и латанию ям не принимают таких стратегий? Видимо, у таких заводов сильные лобби?
- Конечно. Getliņi это разрабатывали. Профессионалы от мусорного бизнеса считают, что мусоросжигательные заводы помогут бороться с растущим числом отходов. Обещают и тепло подавать более дешевое. И обещают предоставить все сертификаты о том, что их бизнес не повредит экологии. Более того, те из депутатов, кто голосовал «за», считают, что мусоросжигательные заводы в Латвии нужны и пойдут лишь на пользу, а что касается экологии, они приводят весомые аргументы - мощные современные фильтры, которые могут предотвратить загрязнение воздуха и обеспечить все меры безопасности. Но наши жители относятся к таким аргументам весьма скептично.
- Почему?
- Да потому, что научены горьким опытом: если в других странах, например, в Швейцарии, действительно установят качественные фильтры и будут следить за их своевременной заменой, с соблюдением всех нормативов, то в Латвии бывает всякое. Я слышал подозрения, что фильтр могут быть заменены на более дешевые и менее качественные. И вот тогда экология будет действительно поставлена под угрозу.
- Вы собираетесь как-то бороться против появления таких заводов и впредь?
- Да, мы мониторим появление всех новых проектов такого рода, чтобы своевременно отреагировать, изучить их и, если потребуется, оперативно организовать дискуссии или даже протесты.