В этом году Латвия обкатывает на практике обязательный призыв в армию. Он возобновлен после перерыва в 17 лет. Возвращают воинскую повинность постепенно, пока что — на добровольно-принудительной основе. Так, из нынешнего призыва в 459 человек добровольцами являются 390, а 69 должны быть призваны в обязательном порядке.
Правда, повестки были разосланы гораздо большему числу. Ведь ясно, что медкомиссия кого-то отсеет из-за слабого здоровья.
Но, как сообщает TV3, теперь выясняется, что не все адресаты откликнулись на повестку. Часть кандидатов в призывники дисциплинированно явилась на медкомиссию, а часть — повестки проигнорировала. И таковых набралось около 100 человек. И это — из 300 кандидатов, отобранных по лотерее. То есть на медкомиссию не явился каждый третий!
«Со своей стороны мы видим, что некоторые люди сомневаются в службе как таковой, нужна ли она им и вписывается ли она в их жизнь», - сетует Кристер Граузе, начальник отдела планирования призыва департамента СГО.
Тогда были посланы повторные повестки, но и они остались без внимания. И теперь с этим разбирается Военной полиции, разыскивая людей по задекларированному месту жительства и по зарегистрированных на них номерам телефонов.
Что же грозит уклонистам?
Пока что Министерство обороны настроено миролюбиво. В его арсенале — поиск, увещевания, предупреждения и, как максимальная мера, - штрафы до 350 евро. Да и закон большего не дозволяет.
Нынешняя ситуация выявила в нем серьезную прореху: получается, что дважды в год, когда происходит очередной призыв, человек, получивший повестку, может просто уплатить 350 евро — и спокойно жить себе дальше, уклоняясь от службы в армии.
«Это ненормальная ситуация, - считает Игорь Раев, парламентский секретарь МВД. - Если у человека есть долг перед государством, он должен быть выполнен. Если этого можно избежать, необходимо найти механизм, который заставил бы это сделать».
Парадокс в том, что против уклонистов законодательные нормы настроены достаточно жестко. За неявку на Службу государственной обороны предусмотрено административное наказание и штраф до 5000 евро. А если уклонение будет злостным (то есть неоднократным), то дело может дойти до уголовной ответственности, предусматривающей до трех лет тюремного заключения.
Но чтобы называться призывником, надо пройти медкомиссию, которая признает тебя годным к службе. А если человек не прошел медкомиссию, то он — кто? Кандидат в призывники? Однако применимы ли тогда к нему законодательные нормы против уклонистов? Тут возможен юридический казус, чреватый проигрышем МО в суде. Ведь не зря же сказано: «за неявку на проверку здоровья для призывников предусмотрено предупреждение или штраф до 350 евро, а за неявку на место службы — принудительная доставка к месту службы или штраф от 50 до 5000 евро». То есть, между этими статусами есть разница.
Поэтому представители Минобороны хоть и утверждают, что повестка, оставленная без внимания, это тоже уклонение от службы, но жестких шагов пока не принимают. Они просто настойчиво просят родственников сообщать молодым людям, что на их имя пришло заказное письмо с повесткой. И даже если те давно проживают за границей, им придется вернуться и отдать долг родине. Иначе могут быть серьезные последствия.
Очевидно, что сейчас Минобороны просто нарабатывает практический опыт в обязательном наборе в армию, и потому так снисходительно к первым нарушениям. Но если обнаружится, что проблема имеет системный характер, можно не сомневаться: законы изменят, уточнят и, возможно, ужесточат.