"У нас исторически объем вкладов нерезидентов составлял около 60%. Теперь из примерно 19 миллиардов вклады нерезидентов составляют 8 миллиардов. Если после ликвидации убрать "эффект ABLV", то мы движемся к 30%. Вопрос - на какой цифре нам остановиться?", - сказал 8 марта в интервью журналу IR председатель КРФК Петерс Путниньш.
"Фактически за очень короткое время нужно существенно сократить не только количество пустышек, но и нерезидентский бизнес в целом. 5% - это цель, которой мы должны достичь.
Здесь следует заметить, что подобные указания и их выполнение в отношении банковского сектора Латвии не имеют под собой никаких юридических оснований или обязательств, предусмотренных международными соглашениями. Здесь не идет речь об этике - это нарушение суверенитета Латвии. У нас было обязательство перед ОЭСР сократить до 20%, а теперь приехал гость из Америки, и стало уже 5%? У латвийского министра нет даже прав выполнять подобные распоряжения со стороны, потому что она является членом правительства Латвии. На этой должности ее утвердил избранный латвийским народом Сейм, а не заместитель министра финансов США Биллингсли. Латвия является членом Европейского союза, а не штатом США. Кроме того, даже в США штаты не всегда послушно выполняют любые пожелания федеральных властей. Они обладают самостоятельностью, в том числе и в сфере законодательства, касающегося офшоров.
"В преданном огласке "панамском досье" практически не фигурируют граждане Соединенных Штатов, у которых открыты офшорные счета в Панаме. Почему? Главная причина - жители США могут открыть компании-пустышки там же, в США, и этот процесс чрезвычайно прост. Каждый год в США регистрируется почти 2 миллиона корпораций и обществ с ограниченной ответственностью, и для большинства юрисдикций не требуется никакой документации идентичности", - пишет американский журнал The New Republic в статье под названием "В США компании-пустышки - столь же обычное дело, как в Панаме".
Три офшорных штата США - Невада, Вайоминг и Делавэр - наиболее привлекательные в стране места для тайных сделок, пишет журнал USA Today. "Делавэр является домом для более чем миллиона компаний, то есть здесь зарегистрировано больше компаний, чем фактических жителей", - иронизирует The New York Times. Здесь при регистрации компании не нужно предъявлять практически никаких документов. "Штат Делавэр является крупнейшим в мире местом анонимных компаний", - утверждает издание Tax Justice Network.
"Америка призывает ввести финансовую прозрачность, но в то же время здесь каждый может зарегистрировать анонимную компанию-пустышку", - констатирует журнал The Atlantic в статье под названием "США - хорошее место для плохих людей, чтобы спрятать свои деньги".
Понятна и готовность США бороться с офшорным бизнесом. В 2015 году агентство Reuters сообщало об исследовании, согласно которому крупнейшие компании США держат в оффшорах 2,1 триллиона долларов, чтобы избежать уплаты налогов, объем которых составил бы 620 млрд долларов. Больше всего средств среди 500 крупнейших американских компаний в офшорах разместила Apple, спрятав в них 181,1 млрд долларов, сообщало Reuters.
Но судьба Латвии, видимо, состоит в том, чтобы соблюдать более высокие стандарты, чем Apple. Или все-таки дело не в морали и прозрачности, а в экономической конкуренции? Что это - борьба с терроризмом в Латвии или "очищение" от местных банков, чтобы здесь остались три скандинавских и один американский банк? Это серьезный вопрос, который встает после того, как заявление министра о 5% принял к исполнению руководитель КРФК. Понимаю, что правительству, Сейму, коалиции тут нечего сказать, потому что финансовая сфера выведена из-под суверенитета Латвии. Нам "сказали", и мы отказываемся от поступления миллиардов в экономику и миллионов в государственный бюджет. Возможно, нам прикажут ликвидировать еще какую-то отрасль. Выйдет министр и скажет - режем! Вот такая амбициозная цель...