Незнание законов обернулось для Гарри серьезными потерями и неприятностями. В 2016 году мужчина унаследовал квартиру – и буквально через полгода ее лишился. Судебный исполнитель продал квартиру Гарри с аукциона, чтобы погасить его долги по алиментам и штрафам, сообщает "МК-Латвия".
Каждому жителю Латвии важно помнить: есть долги, для взыскания которых не требуется решения суда. Например, это неоплаченные штрафы за административные нарушения и долги по налогу на недвижимость. Если человек не может или не хочет расплатиться с властями, судебный исполнитель может без всякого суда обратить взыскание долга на его недвижимость.
По кому звонит колокол?
Порой из-за 20–30 евро человек остается один на один с судебным исполнителем, рискуя лишиться единственного жилья.
История жителя Риги по имени Гарри в этом плане весьма показательна. Началась она в декабре 2006 года, когда Рижский районный суд постановил, что наш читатель должен платить алименты своей жене Маргарите и дочери Кристине. Поскольку у Гарри часто не было постоянной работы, то платить он не мог и вместо мужчины его бывшую семью много лет поддерживал Государственный фонд средств содержания.
Но Госфонд средств содержания не та организация, которая просто так раздает деньги. Как только у должника по алиментам появляются доходы или недвижимость, фонд без дополнительной судебной волокиты взыскивает с него все долги.
Согласно данным администрации фонда с марта 2007 года по ноябрь 2016-го Гарри недоплатил алименты на сумму 1030,69 евро плюс задолжал государству 427,49 евро в качестве процентов. В октябре 2009 года дополнительный иск на алименты подала дочь Гарри, которая достигла совершеннолетия, но продолжала учиться. Отец не платил Кристине и искренне считал, что со временем эта история так и забудется. Увы!
За долги из квартиры могут выселить как пенсионеров, так и малоимущих, и безработных.
Штраф «за пиво»
Однако Гарри задолжал не только бывшей супруге и ребенку, но и государству. Несколько лет назад он попался на распитии спиртных напитков на улице, за что на него сотрудники муниципальной полиции составили административный протокол. Штраф составил 25 латов. Еще один административный штраф Гарри «заработал» за то, что шумно вел себя в общественном месте и нагрубил работнику Государственной полиции. Это нарушение потянуло на 40 латов, включая проведение экспертизы на содержание алкоголя.
Но и это еще не все! Унаследовав квартиру отца, Гарри тут же стал должником самоуправления, поскольку не оплатил налог на недвижимость за 2016 год. Долг перед Управлением доходов самоуправления тоже был немаленький – 119,67 евро.
Важно знать, что самоуправлению, как и полиции, даже не приходится обращаться в суд, чтобы взыскать с жителей долги по штрафам и налогам.
В результате все тяжкие долги Гарри были переданы напрямую судебному исполнителю К., и с тех пор она регулярно проверяла публичные регистры в поисках имущества должника, на которое можно было бы обратить взыскание.
– Но у меня почти никогда не было постоянной работы, – рассказывает Гарри. – По этой причине и денег с меня никогда не удерживали.
Удача улыбнулась судебному исполнителю в середине прошлого года, когда стало известно, что Гарри унаследовал квартиру в Риге, по ул. Звиню.
Плата по счетам
В январе 2016 года умер отец Гарри, а через полгода, в июне, мужчина стал хозяином унаследованной квартиры. Имущество не ахти какое. Старый двухэтажный деревянный дом, печное отопление, из удобств только водопровод.
По словам мужчины, имущество горело трижды. Следы пожара отчетливо видны на кухне. В одной из комнат образовался стихийный склад, похожий скорее на свалку. Но как бы там ни было, у Гарри появилась своя крыша над головой. Однако уже 23 августа судебный исполнитель проинформировал новоиспеченного квартировладельца о предстоящем аукционе.
Выселили без суда
Гарри было дано время, чтобы добровольно оплатить долги. Но как и в предыдущий раз, мужчина письмо судебного исполнителя проигнорировал. Он был уверен, что вот так – без всякого суда – никто не сможет отобрать его имущество. Но наш читатель ошибался, не зная законов Латвии.
Следующее извещение от судебного исполнителя Гарри получил в феврале 2017 года. В этом послании ему предлагали уже освободить жилплощадь, которая ушла с молотка за 4550 евро (при кадастровой стоимости более 12 000 евро).
Выселение состоялось в начале марта. Гарри добровольно открыл двери и пустил в квартиру новых хозяев, а свои вещи вынес в сарай. Он и сегодня не понимает, почему состоялось выселение и что он сделал не так.
Даже квартиры не хватило, чтобы расплатиться
По документам, полученным от судебного исполнителя, видно, что вырученные за квартиру деньги пошли на оплату задолженности Государственному фонду средств содержания – 3497,42 евро, услуг судебного исполнителя (и то частично) – 398,22 евро, Рижскому самоуправлению за неуплаченный налог на недвижимость досталось 119, 67 евро.
Кроме того, еще 549,69 евро зарезервировано на основании записи в Земельной книге в пользу частного лица, которому задолжал ушедший в мир иной отец Гарри. Всего 4565 евро. То есть после продажи квартиры не осталось никакого излишка, на который мог бы рассчитывать должник. Более того, у Гарри по-прежнему остались неоплаченные штрафы за административные нарушения, которые за эти годы выросли до неподъемных размеров.
Какие долги могут взыскать без отдельного решения суда?
■ Долги перед Государственным фондом средств содержания (срок давности 10 лет).
■ Долги по административным решениям и штрафам (срок давности 10 лет).
■ Долги по налогам (срок давности 10 лет).
Тридцати три несчастья
Итог? Вчера у Гарри не было работы и доходов, но была унаследованная квартира и долги. Сегодня долги снизились, но квартиры не стало и мужчина мыкается по знакомым, а вещи хранит в фургоне грузовика своего друга.
– Я пошел в Рижскую думу, мне сказали, что я не могу даже стать на квартирную очередь, – рассказывает выселенец. – Но предложили мне квартирное пособие, чтобы снять хоть какую-то комнатку.
Но тут же выяснилось, что Гарри не может получить даже это жилищное пособие, поскольку не соответствует статусу малоимущего. На его имя в базе данных Дирекции безопасности дорожного движения записаны три древних автомашины 80-х годов выпуска. Одна последний техосмотр прошла в 1998 году, вторая – в 2000-м и третья в 2005 году.
– Две машины я без документов продал, третью – просто оставил на улице. Сегодня этих машин физически не существует. Но судебные исполнители наложили на них запрет и требуют оплаты административных штрафов, – перечисляет свои бедствия Гарри. – Теперь я не могу списать машины, а значит, не могу получить статус малоимущего и квартирное пособие! Это главное, что меня сегодня беспокоит...
Для того чтобы судебные исполнители сняли запрет с машин и их можно было бы окончательно списать, Гарри нужно оплатить те самые штрафы за распитие пива и неподобающее поведение – вместе около 460 евро.
– У меня таких денег нет, – мрачно говорит мужчина, – и платить я не собираюсь.
Тупик.
Подвесить в воздухе
Юрист Александр Кведарс считает, что наш читатель мог вообще не допустить аукциона и сохранить крышу над головой.
– Для этого Гарри мог не вступать в права наследования. В таком случае квартира его покойного отца, как бесхозное имущество, перешла бы государству, а затем попала бы в фонд самоуправления. Возможно, что Рижская дума согласилась бы заключить с Гарри официальный договор найма, и мужчина остался бы жить по прежнему адресу. Разница заключается в том, что Гарри стал бы пользователем имущества, а не владельцем. Это значит, что судебный исполнитель не смог бы отнять и продать квартиру за долги, – рассказывает Александр Кведарс.
Однако должнику не обязательно отказываться от наследства. Есть еще один путь – получить свидетельство о наследовании, но не заносить свое право собственности в Земельную книгу. Таким образом кредиторы не могут узнать, что человек унаследовал недвижимость, и выставить эту квартиру на аукцион.
– А самому должнику нужно использовать выигранное время, чтобы найти работу и понемногу расплатиться с долгами. После этого он может пойти в Земельную книгу и записать имущество на свое имя без всяких последствий, – советует юрист.