После встречи с премьер-министром Кучинскисом президент Вейонис анонсировал непопулярные решения в сферах образования, здравоохранения и налогообложения.
Давайте немного апокалиптически повангуем - на объективность не претендую. Но создается устойчивое ощущение, что впереди новое сокращение государственных расходов а ля кризисная история успеха Домбровскиса.
Теперь становится ясно, что нынешний еврокомиссар Домбровскис произвел, будучи местным премьером, лишь косметические реформы, не взявшись за структурные, как то рекомендовали международные кредиторы. Невыполненное домашнее задание нас догнало. Итак, история успеха-2.
Налоги
Что?
"Денег нет, но вы держитесь". Вот так, коротко и ясно.
Почему?
Потому что, если мы говорим о подоходном налоге с жителей, то налогоплательщиков будет становиться все меньше, а тех, кого содержат из налоговых поступлений - все больше. Потому что бизнес, и соответственно, государство, несет убытки из-за антироссийских санкций и сокращения объема российского транзита .
С одной стороны для стимулирования предпринимательства, необходимо снижать налоги на ту же рабочую силу (в том числе, социальные взносы), что одновременно могло способствовать выходу бизнеса из серой зоны. С другой стороны, старение населения усиливает нагрузку на социальный бюджет, и это заставляет государство выдавливать из налогоплательщиков последнее, резко ужесточая фискальную дисциплину.
Все это происходит в условиях крайне неблагоприятной геополитической конъюнктуры: Латвия несет убытки от нового витка "холодной войны", в первую очередь, в сфере транзита, являвшейся до последнего времени главной экспортной отраслью. Фактически геополитическая обстановка ведет к изменению структуры латвийской экономики. Но готова ли она к этому?
Как пойдет?
Да уже идет – на уровне ужесточения фискальной дисциплины, усиления репрессивных мер. Закрываются узкие лазейки, позволяющие уйти от уплаты налогов – таким был льготный режим для микропредприятий. Ужесточается контроль за операциями с наличными деньгами - чтоб ни один цент не прошел мимо всевидящего ока государственных фискалов. Туда же – ужесточение контроля такой сферы бизнеса как аренда квартир, немалый сегмент которого находится «в тени». Ну и само собой – проверки, ревизии, облавы. Все как мы любим.
Параллельно в систему налогообложения, вероятно, явно или косвенно – с помощью, например, игры с дифференцированным в зависимости от уровня доходов подходом к повышению-понижению того же необлагаемого налогами минимума, введения льгот по уплате налога на недвижимость для разных категорий налогоплательщиков – будет вноситься элемент прогрессивности
И усиление репрессивных мер, и введение прогрессивного налогообложения – это меры, которые вряд ли приведут в восторг предпринимателей, а также высокооплачиваемых специалистов. Но у нас в стране слишком мало молодых и (или) богатых или просто обеспеченных, и слишком много пожилых и (или) бедных. Этот дисбаланс является определяющим фактором для страны.
Поэтому все нововведения сейчас являются ответом на вопрос «как мы будем тратить?». А вот с ответом на вопрос «как мы будем зарабатывать?» пока ясности нет.
Образование
Что?
И президент Вейонис, и министр образования Шадурскис уже фактически откровенно заявили, что грядет сокращение числа вузов и вузовских программ. На примере присоединения RPIVA к Латвийскому университету можно прогнозировать следующие события. Мелкие, региональные вузы будут присоединять к более крупным, объединяя, в том числе, и программы. Аналогичная программа будет реализована в области среднего образования. На плаву останутся крупные средние школы (гимназии, колледжи, профтехучилища), сосредоточенные в относительно крупных населенных пунктах, начальные и основные школы сохранят привязку к месту жительства.
Почему?
Потому что система образования находится в прямой зависимости от демографии (уменьшение удельного веса детей и молодежи), и вынуждена реагировать на изменение численности населения регионов. У государства нет денег содержать маленькие школы и дублирующие друг друга вузовские программы.
Как пойдет?
Тяжело. Несколько лет назад, когда министр образования Килис пытался реформировать вузы, он столкнулся с колоссальным сопротивлением вузовского лобби. Чем больше вузов, чем больше программ - тем больше преподавательских ставок. Централизация среднего образования тоже будет вызывать противодействие на местах. Но механизмы есть: непродление вузовских аккредитаций, повышение требований к академическому персоналу (вузом может считаться учебное заведение, в котором столько-то докторов наук), реформа системы оплаты труда педагогов, выдавливающая из системы учителей пенсионного возраста. Дополнительный инструмент для менеджмента: межэтническое стравливание, поиск нелояльных.
Здравоохранение
Что?
Вероятно, процессы, аналогичные тем, что уже идут в сфере образования - централизация. В регионах останутся разве что практики семейных врачей да небольшие больнички.
Почему?
Сокращение населения в регионах, вымирание сел. Чудовищная неэффективность системы здравоохранения (включая распределение стационаров на карте страны), эпическая непрозрачность финансовых потоков, куда более масштабная чем в сфере образования.
Как пойдет?
Система здравоохранения куда уязвимее системы образования, а кризис - куда глубже. Когда речь идет об образовании, то мы говорим о лучших возможностях для молодого поколения, когда о здравоохранении - о жизни и смерти. К тому же клиентура системы образования в силу демографических причин сокращается в то время, как клиентура системы минздрава в силу старения общества - увеличивается. Если система образования жалуется на перепроизводство вузами рабочей силы, то система здравоохранения сталкивается с чудовищной нехваткой кадров, восполнить которую чрезвычайно сложно.
Государство, взявшись за централизацию лечебных учреждений, будет как на костыль опираться на проблему отсутствия кадров. Нет врачей? Нет медсестер? Давайте соберем остатки медперсонала в одном месте - авось, что получится. Нехватка государственного финансирования может вновь актуализировать вопрос о введении обязательного медицинского страхования - фактически нового "специального" налога на рабочую силу. Цена реформы, к сожалению, будет оцениваться годами конкретных человеческих жизней.
Вот так, скорее всего, будет выглядеть "История успеха-2". Готовтесь, господа и кунги!