В то время казалось - какая ирония, как остроумно! От того времени нас отделяют более двадцати лет. Выросло новое поколение.
Недавно Димитерс сочинил другую песню. На сей раз - на русском языке, посвящение павшему в Украине российскому наемнику Андрею Иванчуку с позывным "Кубань". В ней воспевается "героическая смерть" Иванчука, ему посвящается эпитет "огнем крестился Кубань", "каждый день по его молитвам был как день девятого мая", и "где Кубань, там калаш, как кадило". Свое сочинение музыкант разместил на "Ютьюбе".
За неделю 23 000 просмотров, 2700 "лайков", 320 комментариев. Ничего особеннного... Но Димитерс не мог не знать о преступлениях, совершаемых сегодня в Украине российскими солдатами, особенно такими наемниками, как Иванчук. Об убийствах, изнасилованиях и грабежах. О наводящих ужас сценах пыток, гордо выкладываемых в интернет.
Следует ли считать эту песню публичным прославлением военных преступлений, это пусть оценят компетентные органы. Меня больше интересует вот какой вопрос: как человек, в 2001 году высмеивавший "старые времена", сейчас по ним затосковал. Ведь эти времена в 1940 году в Латвию принесли точно такие же солдаты, как Иванчук.
Димитерс - не единственный, кто за годы вновь обретенной независимости изменил свои взгляды. Композитор Имантс Калниньш, один из основателей ДННЛ и Народного Фронта, в январе 2013 года опубликовал открытое письмо, в котором славил "старые добрые" советские времена. В 2017 году, когда Россия уже вторглась в Украину и аннексировала Крым, в интервью российскому порталу “rubaltic.ru” Калниньш сказал, что поддерживает Путина и его курс. А в марте 2021 года в беседе с "Латвияс авизе" композитор заявил: "Ленин - выдающаяся политическая фигура в истории своего времени".
Приходит в голову демонстрация коммунистов в 2003 году в Москве, участники которой несли иконы, портреты Николая II, Ленина и Сталина. Тогда я думал - как это возможно? Ленин же был цареубийцей! Что творится в головах этих людей? Полная путаница?
Лишь позднее я понял, что тогда в колоннах по московским улицам шли не коммунисты, а первые адепты нового "русского мира". Но почему сегодня у них появляются последователи в Латвии, Америке, Западной Европе? И почему тех, кто лучше всего "понимает" Россию и любит Путина, следует искать в кругах, считающих себя консервативными, хранителями традиционных ценностей? Социологам и психологам придется выяснять причины данного явления, а политикам - искать эффективное лекарство от него. Иначе нас ожидают большие проблемы, особенно в плане безопасности.