СГД планирует ряд норм, которые позволят более эффективно бороться с выплатой зарплат в конвертах.
- Мы знаем, что есть такие предприятия, которые платят своим работникам минимальную зарплату, а остальную часть выплачивают в конверте. - рассказывает Яунземе. - Однако чтобы поймать за руку их в момент выплаты этой зарплаты в конверте, сотрудникам Службы госдоходов надо там физически находиться, и более того - сидеть на предприятии целыми днями. Понятно, что предприятие, зная о наших проверках, не будет ничего платить в конверте. Поэтому надо идти по-другому. Идея такова: если предприятие платит своим сотрудникам низкие зарплаты, но мы точно знаем, что в этой отрасли просто нет таких низких зарплат, то мы начисляем налоги для этого предприятия исходя из средних зарплат в отрасли.
Дело в том, что те меры борьбы с "конвертами", которые уже есть, не работают так, как нам хотелось бы. Например, если СГД обнаруживает, что предприятие платит зарплаты в конвертах, то на него может быть наложен штраф в 300%. Но и это не всегда помогает, потому что доказать выплату зарплат в конвертах довольно сложно. Конечно, мы ищем источники, с которых предприятие выплачивает зарплату в конвертах, но найти их довольно сложно. В принципе - невозможно.
Вроде всем понятно, что ну не может строительное предприятие платить свои работникам по 450 евро в месяц, никто же не будет работать за эти деньги. Но нам надо доказать в суде, что предприятие получает какие-то деньги наличными и выплачивает их в конверте. Мы пытаемся это доказать, у нас есть дела, где годами происходит прослушивание телефонов, и некоторые дела даже дошли до суда. Но в итоге мы упираемся в проблему, что мы не можем доказать источник выплаты наличных денег. Поэтому нужны другие механизмы.
- Как в целом вы ощущаете, будет ли в этом году ситуация с теневой экономикой лучше?
- В марте будут известны данные о проценте теневой экономики в Латвии, но сейчас мы видим, что работодатели платят больше социального и подоходного налога. То есть в целом ситуация улучшается. Надо отметить, что в Латвии нет такой ситуации, что предприятия могут вообще не платить налоги. Мы видим, что некоторые платят меньше, чем должны, с этим мы будем бороться.
- Прошло несколько месяцев с начала чековой лотереи, можно уже сделать какие-то выводы?
- Мы должны еще все эти чеки загнать в единую электронную систему и посмотреть, сколько чеков и с каких кассовых аппаратов пришло. На это уже нужно время. После мы уже сможем сделать выводы, где происходит неуплата налогов.
Уже сейчас мы видим, что есть случаи, когда с новыми кассовыми аппаратами по 100 тысяч проходит мимо кассы. С помощью этой лотереи мы увидим лучше, сколько и где проходит мимо бюджета.
- Когда декларации будут заполняться автоматически? Сейчас очень многие жалуются на то, что процесс слишком сложен: надо и галочки поставить там, где это нужно, и чеки сканировать.
- Чтобы что-то произошло автоматически, данные должны подаваться автоматически. Если говорить о медицинских чеках, то на больших медицинских предприятиях делают e-kvíts, который по просьбе пациента могут отправить напрямую чек в СГД. Но почему-то люди отказываются от этой услуги — они хотят сами контролировать свой чек. Значит придется этот чеки самим сканировать и прикладывать к декларации или нести его в СГД.
А с "галочками" ситуация такая. Законодатель дал вам право выбора, где ставить или не ставить галочки. Мы этот выбор сделать за вас не можем. Мы привыкли, что бухгалтер всё за них делает, но сегодня нормальное государство даёт право легальной оптимизации налогов - каждый может выбрать т форму, которая выгоднее. Если будет реформа, то может, мы вернемся назад, к прежней системе. Нужно ли это? Скажу так: наша система не так плоха, как кажется. В США, например, заполнение декларации занимает много времени. Но я лично хотела бы ситуацию как в Эстонии или Финляндии, где просто нет таких чеков.
- Что сегодня происходит с латвийской контрабандой? Что везут и в каких объемах?
- Везут в основном сигареты и наркотики. Цены у нелегальных торговцев на центральном рынке за последнее время сильно выросли - это показатель того, что сигарет стало заметно меньше. Мы их конфискуем и сжигаем. В месяц по 70-80 случаев конфискации. Например, в сентябре изъято около 7 миллионов сигарет. Их главный поставщик нелегальных сигарет — Беларусь. Часть сигарет не была предназначена для нашего рынка — их везли в Швецию. Прячут сигареты обычно в угле, удобрениях и нефтепродуктах. Так что, когда покупаете на рынке, хорошенько подумайте, откуда они изъяты и что вы курите. Сигареты стараются везти поездом и машинами.
Знаете, как оценивается объём контрабанды? Компания TNT подсчитывает у мусорников выкуренные сигареты и пачки - такой легальный метод расчёта. По этому методу расчета на данный момент нелегальный рынок Латвии — 16%. Это один из лучших показателей в Европе. Мы к этой цифре пришли с 35%. Меня это радует.
- С 1 июля ввели право декларировать на таможне ввоз-вывоз наличных денег в Латвию из-за рубежа, источник наличных должен доказывать сам человек. Как это сегодня применяется работниками СГД? Останавливают машины?
- Этот способ обширно применяется. Самое интересное, когда мы тормозим машину, то нам говорят: "Опять?" Мы тут не уникальны: останавливают поляки, литовцы… Особо больших сумм нет. Чаще обнаруживаем наркотики.
- Как СГД поможет в работе введение принципа легальной презумпции, когда человек должен доказывать, что его деньги легальны?
- Это нам очень поможет, потому что сейчас ситуацию можно назвать так: "ищи ветра в поле". Сейчас уже сами люди, у которых мы нашли недекларированные деньги при задержании, должны доказывать их легальное происхождение. Не докажут — деньги уйдут в госбюджет.
Но надо понимать, что преступники - не такие уж дураки. Сигнал, который они получили, четко ясен - сюда с деньгами не ехать! Все это делается не для пополнения бюджета, а для того, чтобы все понимали: эта страна — не место для отмывания денег.
- Как борются с нелегальной сдачей квартир в аренду, с продажей одежды и пр.?
- Проверяем всех, кто ставит объявления в ss, booking, airbnb... Могли бы смотреть и во всех соцсетях, но нужен ресурс. Было бы у нас в штате 10 тысяч человек, мы всех контролировали. Эффективнее работать с базами данных — отбирать тех, у кого больше одной квартиры, и тогда уже проверять его объявления везде. Пишем таким людям письма — примерно 50% после этого сразу легализуются. Сначала мы их не штрафуем, но если отзывчивости нет — действуем по-всякому. Насчет одежды.... Понимаете, мы должны сопоставить затраты наших ресурсов на поиск всего остального. Например, взять грибы.
Человек из СГД 20 евро в день — пошёл и старушку на 5 евро наказал. Это сопоставимо? Конечно, если бы мне цель поставили, то я бы все силы вместо теневой экономики перебросила на грибы. Но таких приоритетов не ставили.
Боюсь, даже если очень постараться, заявленных в прессе 5 млн евро не соберём. У нас 10 миллиардов евро - бюджет следующего года, какие тут грибы...
- Что происходит с налоговыми должниками? Удается взыскать с них долги?
- Когда я пришла, налоговых долгов было больше миллиарда. Сейчас дошли до суммы меньше 900 млн евро. Всех должников можно разделить на три группы. Те, с кого ещё можно собрать денег, они вступили в процесс неплатежеспособности. Где-то 300 миллионов — это старые аудиты, с них ничего не возьмешь. И третья часть — продление срока выплаты долга. Последние тщательно платят, и это хорошо. Поэтому призываем всех в случае затруднений приходить к нам и просить продления сроков. Частные люди тоже есть в списке должников, и тоже есть возможность продлить выплату долгов.
- Откуда у сотрудников СГД премии 10 000 евро?
- В Латвии уже несколько лет работает постановление Кабмина, по которому для повышения заинтересованности в раскрытии больших схем можно платить премии. Их получило всего два сотрудника, которые в результате работы выявили схемы по налогам на добавленную стоимость и вернули государству миллионы. Считаю, это очень правильно.
- Некоторые депутаты возмущались, что у СГД для сотрудников есть такой бонус, как оплата расходов по банковской карте, и на эти цели тратится по 50 тысяч евро в год.
- Да, такой бонус был, и был внедрен в 2015 году по соглашению с профсоюзами. Но как только я пришла в СГД, я это отменила.
- И все же в СГД есть коррупция , и мы часто об этом слышим. Как вы с этим боретесь?
- С августа у нас появился новый руководитель Службы внутреннего расследования г-н Прусакс, который пришёл из Бюро по борьбе с коррупцией. Он знающий человек, и активно взялся за дело. Мы очень много делаем, чтобы выявлять нечестных работников. У нас есть записи разговоров, видеозаписи. Они регулярно просматриваются. За всё время существования СГД у нас впервые произошёл арест. До того были только задержания, причем через три дня люди возвращались и были уверены, что им ничего не будет.
- Наказания в Латвии за налоговые преступления мягкие или адекватные?
- Когда предприятию выставляют 300% штрафа, то это кажется много. Но разве это кого-то останавливает? Штрафы есть, но к сожалению, не всегда есть механизмы, как найти доказательства. И потом, если мы ловим кого-то за руку и накладываем штраф, то возникает вопрос - выживет такое предприятие или нет? Поэтому мы и говорим о добровольной уплате налогов.
- Что делает СГД, если видит, что предприятие оптимизирует своих работников через микропредприятие?
- Да, мы видим такие случаи. И я лично считаю, что режим микропредприятий себя изжил. Мы применяли штрафы за оптимизацию работников чрез микропредприятия, и штрафы довольно велики. Но нужно учесть, что СГД в основном сосредоточено на работе с крупными предприятиями. Просто мы не публикуем результаты своих аудитов.
- Планируете это делать?
- Мы над этим работаем с марта, и пока у нас дискуссии с социальными партнерами. У них есть ряд условий, с которыми они готовы это делать. Но в целом смысл публикаций предприятий, по которым выявлены какие-то нарушения, был бы большой.