В свободной стране люди делают свободный выбор. Накладывать на них какие-то фильтры, откровенно говоря, не демократично и не разумно. Каждый такой фильтр будет создавать недовольных людей, которые затем будут выражать свое недовольство каким-либо другим способом.
Другая история о том, о чем мы мало говорим, а именно о моральной ответственности как за приглашение кандидата в список, так и за выбор человека баллотироваться. Здесь, однако, может быть очень четкий и конкретный ответ: человек, чей уровень морали, по нашему мнению, как избирателей, весьма сомнителен, должен быть вычеркнут. В то же время стоит подумать и о тех партиях, которые привлекают таких людей.
По-моему, было бы неправильно требовать от депутатов Сейма высшее образование. Конечно, за это можно собрать подписи, часть общества всегда имела такое мнение, но, как мы видим, не только в Латвии, но и во всем мире, люди без высшего образования часто добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого есть степень бакалавра или магистра, но низкий уровень морали.
Но все же сортировать людей не стоит.
Мы в своей стране все равны, но мы должны доказать, что достойны занимать должность депутата и писать законы нашей страны. Я подчеркиваю, написать законы нашей страны, потому что неграмотный человек этого не сможет сделать.
У меня однозначно негативное отношение к так называемым агентам ЧК. У этих людей не было морального облика и совести ни тогда, когда они стучали, ни сейчас, когда все стало известно, но они по-прежнему претендуют на роль представителей народа. Это означает, что они остались безнаказанными. Отношение народа к таким людям должно быть очень негативным.
Знание государственного языка — более крупная дискуссия — для депутатов Сейма знание латышского языка обязательно. Можем ли мы устроить экзамен для всех кандидатов или нет, но требование свободно знать латышский язык установлено законом, потому что как иначе мы сможем работать над законами и улучшать общество в целом?
Мой призыв заключается в том, чтобы мы все вместе и каждый в отдельности сделали одно хорошее дело — подняли планку настолько высоко, насколько это возможно, и у нас больше не будет подобных проблем.
Валдис Затлерс, экс-президент Латвийской Республики