В Земгальском районном суде прозвучало, что одну из упомянутых служб якобы вызвал муж погибшей. Но один из соседей рассказал журналистам, что
людей стал беспокоить запах, исходящий из дома – как будто кто-то умер, и они позвонили в полицию. К сожалению, к тому моменту умерли уже двое
– 21-летняя Лива и ее новорожденный ребенок. Оба вроде как от того, что были заперты в доме и оставлены без помощи.
Эта версия отличается от сказанного в суде – что роды ассистировали отец и муж погибшей. А жена настоятеля Первой евангелической общины Иисуса Яниса Давидса Солвита в критический момент не присутствовала. Сначала родился ребенок, уже мертвым, а спустя сутки этот мир оставила и его мама.
Знали ли соседи что происходит? Кое-что знали. В Елгаве и Свете достаточно упомянуть название Первой евангелической общины Иисуса, или точнее сказать секты, и люди сразу покажут на владения общины. По воскресеньям и в Елгаве, и в Свете вокруг этих домов собираются длинные вереницы машин.
Членам общины надлежит быть послушными лидеру, отказаться от всего суетного, от личных вещей, книг, памятных вещиц, интернета и отношений с людьми, живущими вне общины. Нельзя фотографироваться. А значит и иметь удостоверяющие личность документы. Детям нельзя ходить в школу. Однако это не совсем так. Судя по словам некоторых представителей общины, телефоны у них были. Им прислали смс с просьбой молится за Ливу, а позже через смс сообщили, что она умерла.
Но, судя по рассказу лидера Евангелической общины Иисуса Айнара Янсонса, уже давно имелись звоночки, что в Первой евангелической общине Христа что-то происходит не так. И если бы кто-то потрудился вникнуть в их идеологию, то, возможно, Лива сейчас была бы жива, как и ее малыш.
Эта община в Латвии официально зарегистрирована. То есть – легальна. Она объединяет 170 человек, 45 из которых – несовершеннолетние.
Как проверяли работу общины? Никак.
Изначально существовала единая Евангелическая община Иисуса. Уже в 1930-е стали появлятся нехорошие звоночки о том, что люди, входящие в общину - избранные. Но тогда эти идеи погасили. Позже в 1960-е руководителя общины признали скомпрометированным из-за судебного процесса, в котором он взял вину на себя, хоть и не был виновен. Суд его невиновность доказал и отпустил, но в следствии процесса, община раскололась. И появилась Первая евангелическая община Иисуса.
Отец нынешнего лидера общины Айнара Янсонса состоял в Евангелической общине Иисуса. И в времена раскола ему запретили строить дом. Потому что как при коммунизме, лидеры Первой евангелической общины провозгласили, что недвижимость становится общей. Мужчина воспротивился воле лидеров и решил сохранить ценности прежней Евангелической общины Иисуса.
А то, что происходит в отколовшейся части общины - Первой евангелической общине Иисуса, Янсонс называет зомбированием, обманом и отсутствием критического мышления. Он считает, что тем, кто сбежал из общины требуется реабилитация.