Комиссар Европейского союза по труду Николя Шмит подчёркивает, что речь не идёт о единой сумме во всех странах, а о едином принципе:
«Мы хотим добиться изменения парадигмы. Ещё не так давно царила идея о том, что минимальную зарплату нужно снижать. Так это во многих странах и произошло. Сейчас мы говорим, что в контексте рыночно-социальной экономики мы должны добиться того, чтобы за работу трудящиеся получали бы нормальную зарплату, чтобы у них были доходы, позволяющие вести достойный образ жизни»
Но в ряде стран Европы о размере минимальной зарплаты в каждом секторе профсоюзы договариваются с работодателями. Такая модель в основном существует в странах Скандинавии и обеспечивает сравнительно высокий уровень доходов. Поэтому в этом регионе с опаской смотрят на идею Европейской комиссии.
Но как комиссар Шмит, так и исполнительный заместитель председателя Европейской комиссии Валдис Домбровскис подчёркивает, что скандинавская система коллективных переговоров будет сохранена. Упор в этом случае делается на страны Восточной и Центральной Европы.
«Эти меры будут нацелены на то, чтобы, с одной стороны, подтолкнуть страны к тому, чтобы они устанавливали такую минимальную зарплату, на которую можно нормально прожить. Но, в тоже время, чтобы от этого, принимая во внимание вопросы продуктивности, не пострадали экономический рост и занятость», — отметил Домбровскис.
Многие политики на Западе считают, что в Восточной о Центральной Европе слишком низкие зарплаты. Это порождает беспокойство среди населения Западной Европы — они волнуются по поводу утечки рабочих мест и снижении уровня жизни. А это, в свою очередь, является плодотворной почвой для популистов и евроскептиков.
Во время предвыборных дебатов ведущий кандидат европейских социал-демократов Франс Тиммерманс указал, что уровень цен, например, в Чехии, очень близок к Германии. Но зарплаты в Чехии всё ещё ниже. Тиммерманс это связал со слабыми профсоюзами.
Жители стран Восточной Европы также недовольны тем, что их уровень жизни до сих пор ниже, чем на Западе. Это способствует «утечке мозгов». Возможно, единые нормы минимальной зарплаты помогут сократить такое неравенство.