- Сейчас нет ясности, как дальше будут развиваться события. Но «Согласие» упорно отстаивает свою позицию. Что дает вам силы для борьбы?
Анна ВЛАДОВА: - Меня пригласили в партию «Согласие» на пике ее расцвета. Началась ежедневная, кропотливая, тяжелая работа в потрясающей команде единомышленников. Мы прошли вместе все: и реорганизацию в Рижском отделении партии, и взлеты, и падения. Эта команда дала мне воплотить в жизнь мои мечты: бесплатное питание в школах, бесплатный проезд для детей...
Я радовалась каждому парку, приведенному в порядок, каждой спортплощадке около школы, каждому утепленному фасаду. Я вижу реальные плоды совместного труда. Да, были и ошибки, иногда грубые, но у нас есть возможность их исправить и продолжать работать.
Я никогда не боялась трудностей, и я бы перестала себя уважать, если бы отступила в тяжелый момент. Так что буду закрывать, буду прикрывать, буду биться! И я, и все мы боремся не только за себя и за «Согласие», мы боремся за всех рижан, ибо точно знаем, что случится, если мы сдадимся.
- Многие интересуются: а почему вопрос об отставке Вадима Баранника внезапно так обострился?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: - Нельзя сказать, что этот вопрос внезапно обострился, он не терял своей остроты уже в течение многих месяцев. И когда г-н Баранник заявляет, что он удивлен тем, что «Согласие» вдруг потребовало его снятия, меня поражает цинизм этого заявления. Баранник лишился нашего доверия не вчера и не позавчера, он лишился нашего доверия в тот момент, когда был исключен из партии и из фракции «Согласия». Тогда Баранник безвозвратно потерял наше доверие. И мы об этом неоднократно публично говорили.
Но наши партнеры по коалиции в Рижской думе – партия «Честь служить Риге» - посчитали, что есть возможность сделать хромую конструкцию работоспособной. В чем суть этой конструкции? Между «Согласием» и партией «Честь служить Риге» заключен коалиционный договор, а у партии «Честь служить Риге» есть договор с четверкой исключенных из «Согласия» депутатов, которые сформировали свою фракцию. Какое-то время эта шаткая конструкция держалась, но вскоре начала рушиться…
Недавно мэр Риги Олег Буров заявил, что сотрудничество с «Фракцией независимых депутатов» невозможно. То есть случилось то, о чем мы предупреждали заранее, и мы приняли решение действовать.
Однако фракция «Честь служить Риге» не отреагировала на наше решение оперативно, ее представители заявили, что они не младший брат в коалиции и не будут поддаваться шантажу. Но лично я как дипломированный филолог никаких признаков шантажа в заявлении, принятом на совместном заседании фракции «Согласия» в Рижской думе и правления партии «Согласия», не вижу.
Мы уведомили наших партнеров из «Честь служить Риге» о своей однозначной поддержке мэра Риги Олега Бурова и призвали совместными усилиями незамедлительно отозвать с должностей представителей «Фракции независимых депутатов» - Вадима Баранника с должности вице-мэра Рижской думы и члена правления Рижского свободного порта, а также Алексея Росликова - с должности главы комитета городского развития Рижской думы.
- Вы уверены, что коалиция в Рижской думе в ее нынешнем формате работать больше не сможет?
КАМЕНЕЦКИЙ: - Нет! Невозможно работать с людьми, которым ты не просто не доверяешь - которым ты не веришь! Мы не верим, что то, что сегодня делает исключенная из «Согласия» четверка депутатов Рижской думы, направлено на благо рижан. Как можно работать с людьми, если они не разделяют позицию «Согласия» по многим важным вопросам и не готовы реализовывать программу «Согласия», хотя в думу их выбрали как депутатов этой партии?!
- И что будет дальше? Как Рижская дума при таких внутренних разногласиях будет принимать бюджет следующего года? Ведь с уходом четверки у коалиции остается лишь 28 депутатов, а для принятия решений нужен как минимум 31 голос. Вы готовы к внеочередным выборам?
ВЛАДОВА: - Может, это прозвучит эгоистично, но в данном случае я думаю о себе. Я не готова платить за власть такую цену: я не хочу быть в составе правящего большинства, если это большинство обеспечивают люди, которым я ни на йоту не доверяю и которые могут предать и подставить.
Может, я чрезмерно идеалистична для политики, но какая уж есть. Я не стану цепляться за кресло. Окажемся в оппозиции? Значит, будем работать в оппозиции. Но зато меня перестанет трясти от бесконечного наблюдения за двуличием, интригами и прочим. Можно и нужно находить компромисс с коллегами, но не с теми, которые сдадут, предадут и заботятся только о своих интересах. Для меня это неприемлемо.
КАМЕНЕЦКИЙ: - Мы прекрасно понимаем, что 28 депутатов – это не 31 депутат. И анализируем все возможные варианты: есть вариант сотрудничества с оппозицией, есть вариант сотрудничества с фракцией «Для Риги». Глупо было бы не рассматривать все эти возможности.
Но мы готовы и к внеочередным выборам. При этом я хотел бы подчеркнуть, что сегодня есть силы, заинтересованные в том, чтобы Рижская дума была распущена не сейчас, а через пару месяцев. Согласно закону, если Сейм примет решение о роспуске Рижской думы менее чем за 15 месяцев до очередных выборов, никаких выборов не будет. В Ригу будет назначен администратор, который и будет управлять городом до очередных выборов 2021 года. И, как мне кажется, кому-то такой сценарий очень интересен… Так что если мы решаемся на внеочередные выборы, решаться на них надо очень быстро.
Андрей КОЗЛОВ: - События, происходящие в Рижской думе, даже как-то затмили скандал в Сейме, где во время дебатов о государственном бюджете страны на следующий год оппозиция покинула зал заседаний парламента. Причиной этого демарша стало откровенное игнорирование мнения оппозиции: представителям правительственной коалиции, видимо, было настолько неприятно выслушивать критику депутатов от оппозиции, что сначала выступления в дебатах были сокращены до трех минут и двух минут при повторном выступлении, а потом и до одной минуты! По сути это превратило заседание в фарс.
А теперь вспомним, какой скандал в свое время подняли депутаты Рижской думы от Новой консервативной партии, «Единства», партии «Для развития Латвии», Национального объединения, когда было принято решение, что каждый депутат сможет задавать вопросы на заседании думы в течение 20 минут.
Нас обвиняли в несоблюдении демократических принципов, в неуважении по отношению к депутатам от оппозиции. Но теперь, когда бывшие оппозиционные депутаты Рижской думы стали правительственной коалицией, они легко сокращают до одной минуты время выступления в парламентских дебатах! Это удивительное лицемерие!
Ирина ОСИНСКАЯ.