Чем меньше внимания мы будет обращать на 16 марта, тем быстрее эту дату перестанут отмечать. На актуальные политические и экономические вопросы еженедельника "Вести" отвечают мэр Риги Нил УШАКОВ и депутаты Рижской думы Михаил КАМЕНЕЦКИЙ и Андрей КОЗЛОВ.
— Приближается 16 марта, а с ним и события возле памятника Свободы, которые каждый год вызывают большое внимание латвийских и зарубежных СМИ. Многие читатели спрашивают: а почему бы Рижской думы не покончить с этой проблемой в корне и не запретить 16 марта все мероприятия?
Нил УШАКОВ: — Хочу подчеркнуть один очень важный момент, о котором люди часто забывают: Рижская дума не выдает разрешения на проведение мероприятий и не запрещает их, такого права у нас уже давно нет. Ни одно мероприятие — будь то акции 16 марта, гей-парад или сбор подписей за мир возле Дворца конгрессов – Рижская дума не имеет права ни разрешить, ни запретить, мы их просто согласовываем.
Лишь в том случае, если к нам обращаются правоохранительные органы и сообщают, что на каком-то конкретном мероприятии существует риск для безопасности, мы не только имеем право, но и обязаны принять решение о не согласовании мероприятия. В этом случае сторона, подавшая заявку, обычно обращается в суд, и суд принимает окончательное решение.
— Какова вероятность провокаций на акциях 16 марта в этом году?
УШАКОВ: — На этот раз мероприятия разных сторон не пересекаются ни по времени, ни по месту. И я думаю, что на данный момент вероятность провокаций является крайне низкой.
Мы, представители Рижской думы, в данной ситуации, во-первых, соблюдаем все установленные нормы законов. Во-вторых, мы соблюдаем все решения судов. И в-третьих, мы признаем право отдельных рижан участвовать в мероприятиях с той или другой стороны, вне зависимости от того, нравятся нам эти мероприятия или нет.
Отмечу, что количество участников мероприятия 16 марта остается стабильно небольшим. Это не массовое мероприятие, и количество его участников практически равняется количеству освещающих это событие журналистов и обеспечивающих порядок полицейских. И на таком уровне это и надо сохранять – до тех пор, пока у политиков окончательно не пропадет желание использовать эту дату.
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Мы прекрасно понимаем, что для подавляющего числа людей, участвующих в мероприятии 16 марта, самая главная цель – сделать так, чтобы о них не забыли, в очередной напомнить о себе. И поэтому чем меньше внимания мы будет обращать на это событие, тем быстрее оно сойдет на нет.
Андрей КОЗЛОВ: — Помню, как Янис Адамсонс рассказывал о принятии решения по поводу 16 марта. Совет национальной безопасности хотел повысить рейтинг тогдашнего президента Гунтиса Улманиса и принял решение о проведении мероприятий именно в этот день. Адамсонс был против, он говорил, что последует негативная реакция не только на Востоке, но и на Западе. И действительно — когда решение было принято, МИД Латвии пришлось очень много работать, чтобы разъяснять нашу позицию западным партнерам. Отмечу, что это одно из тех решений, которые латвийские политики приняли самостоятельно, без какого-либо давления извне. И это решение повлекло за собой массу проблем и создает проблемы до сих пор.
Если гость бредит…
УШАКОВ: — Трудно спорить с тем, что сегодня геополитическая ситуация является очень сложной. Но еще больше усложнять ее уж совсем бредовыми высказываниями и, самое главное, тиражировать эти высказывания — мне кажется совершенно неправильным.
В Риге проходили международные мероприятия, в которых принимали участие уважаемые политики мирового масштаба — с очень разными взглядами и позициями, с разной степенью оптимизма и пессимизма. Но, к сожалению, в латвийских СМИ самым громким стало заявление украинского депутата о том, что Россия следующей начнет бомбить Юрмалу.
Я не знаю, какую партию представляет этот депутат и как его зовут. Но представьте себе этот бред: российские вооруженные силы сначала наносят удар по ресторану "36–я линия", потом по гостинице Lighthouse, потом по концертному залу "Дзинтари" — важным стратегическим объектам, а потом штурмовым броском занимают горку, на которой раньше находился ресторан "Юрас перле"… Этот бред нельзя оправдать никаким полнолунием. Но латвийские СМИ все это тиражируют!
КАМЕНЕЦКИЙ: — Пусть слова о бомбежке остаются на совести этого депутата. Понятно, что время сейчас тяжелое и к власти пробиваются самые разные личности. Ну приехал к нам украинский депутат, ну сказал бред. Но тиражировать этот бред — на мой взгляд, означает не уважать в первую очередь Украину…
нюанс
— У некоторых рижан вызвал вопросы плакат в честь 8 Марта, размещенный на улицах Риги…
Нил УШАКОВ: — Плакат, на мой взгляд, удался — хотя бы потому, что он вызвал много вопросов. Для тех, кто внимательно не всмотрелся, поясняем: на плакате собраны рижские образы женщин. Это изображения памятников, которые находятся в городских садах и скверах, скульптурных украшений фасадов рижских домов. На плакате можно увидеть и скульптуру с Бастионной горки, и скульптуры фонтана перед Оперным театром, и лица с фасадов домов югендстиля, и много других женских образов, мимо которых мы ходим каждый день.
Ина ОШКАЯ.
12 марта 2015. №10