Эта история началась еще летом. В отдел расследований Латвийского радио обратились женщины, возможно, пострадавшие от домогательств врача иммунолога Евгения Никифоренко. По информации Латвийского радио, Инспекция здравоохранения ввела в заблуждение журналиста Латвийского радио о том, что распоряжении инспекции нет материалов расследования о предполагаемом сексуальном насилии врача.
Журналист документы просила в августе, но получила ответ, что они «переданы в архив или на уничтожение». Но на самом деле инспекция разрешение на уничтожение документов в архиве попросила только почти два месяца спустя, после запроса журналиста.
Расследование вызвало большой общественный резонанс. На пикет сегодня пришли восемь женщин и один мужчина. Никто из них не пострадал от сексуальных домогательств или бездействия госинстанций. Но пикетчиков возмущает сам факт, что в Латвии нечто подобное возможно.
«Я не понимаю, как так могло получиться, что никто — ни полиция, ни прокуратура, ни министерство, ни Инспекция — не реагировал столько времени. Получается, что проблема системная», — объясняет свое возмущение Майя.
Другой участник, Ник, заявил: пациент должен чувствовать себя в безопасности в медицинском заведении и что Инспекция здравоохранения обязана всерьез воспринимать жалобы людей, а сейчас это, похоже, не так.
Инна же усомнилась, что даже после переговоров с министром Инспекция изменится под прежним руководством: «Почему что-то должно измениться в Инспекции здравоохранения, если ее руководство останется тем же? Вообще интересно. Ранее руководитель инспекции говорила, что нужно дождаться окончания уголовного процесса. А после разговора с министром она призвала на время расследования отстранить от должности врача Никифоренко. Что же изменилось?»
Пикет продлился час. Потом протестующих пригласили на переговоры с представителями бюро министра здравоохранения Даниэля Павлютса (сам он сейчас находится в самоизоляции как контактное лицо).
Советник министра по коммуникации Ласма Биндере рассказала, что увольнение главе Инспекции здравоохранения Аните Слокенберге не грозит, но в ее ведомстве проведут служебную проверку.
«Служебная проверка началась не против какого-то лица, а по поводу фактов: что случилось с документами, действительно ли имело место введение в заблуждение журналистов, какими были фактические обстоятельства этой ситуации», — пояснила она.
По ее словам, проверка продлится месяц, но улучшение работы Инспекции, конечно, потребуют больше времени.
В телефонном разговоре с Латвийским радио, Анита Слокенберга выразила сожаление о произошедшем и готовность провести все необходимые перемены.
«Мне очень жаль, что я оскорбила общество. Я обсудила это все с министром, и есть планы и цели, как работать дальше. Я продолжу работать, чтобы воплотить в жизнь права пациентов не только внутри Инспекции здравоохранения, но и во всей системе здравоохранения и обществе в целом», — пообещала чиновница.
По ее словам, нужно на законодательном уровне расширить набор инструментов, которыми могут оперировать инспекторы в расследовании жалоб о случаях, когда не было прямого вреда здоровью и жизни пациента.
«С такими случаями тоже приходится работать систематично, поэтому нужно было бы изменить нормативные акты, чтобы Инспекция здравоохранения, как полиция (или вместе с полицией), могла бы тоже проводить контрольные проверки, чтобы можно было бы выявить случаи нарушения закона о правах пациентов», — считает А. Слокенберга.
В одобренных министром планах также значатся существенные изменения в практической работе и культуре общения Инспекции здравоохранения, улучшение процесса сертификации врачей и проведение дискуссии специалистов высокого уровня о том, как улучшить сотрудничество медиков и пациентов.