"Почему люди в свое время вступали в коммунистическую партию? Уж явно не вдохновившись коммунистической идеологией. Вступали затем, чтобы получить материальные выгоды: квартиры, машины, хорошо оплачиваемую работу. И в обмен на это коммунистическая власть ожидала ее прославления, - пишет Валдис Крастиньш в "Латвияс Авизе".
В этом уравнении «я тебе, ты мне» самое важное — полное отключение идеологии, решение о вступлении принималось в материальной плоскости.
Это долгие года практиковавшееся отношение оставило разрушительные последствия в политической и, вместе с этим, экономической жизни Латвии. До сих пор люди вступают в партии, руководствуясь в основном различными материальными интересами, полагая, что та или иная партия поспособствует реализации этих интересов. Нужно только заполучить необходимое количество депутатов.
Это означает, что долгосрочное планирование развития государства практически не представляется возможным. Ведь для него необходимы известные идеологические основные положения, которые не меняются в зависимости от результатов выборов.
У какой из нынешних политических партий есть такие положения (хотя бы в плоскости консерватизма\либерализма)? Практически ни у одной — за исключением Национального объединения, у которого идеологично уже само название, но нет всеобъемлющей программы действий, основанной на идеологии. Результат - сегодняшняя политическая среда, на повестке для которой преобладают мелкие проблемы и их решение в соответствии с желаниями обеспеченных спонсоров.
В свое время Народный фронт воспринимался как организация, которая ради общей цели объединяла людей, придерживавшихся разных взглядов. Да и стремительное развитие страны возможно только в том случае, если для этих целей объединяются люди с разными взглядами.
Пока что можно наблюдать, как каждый тянет одеяло на себя. А государственные проблемы образуются и растут независимо от желаний мелких группировок. К сожалению.
Надо ли перечислять эти проблемы? Прежде всего - ожидаемое истощение фондов ЕС. Потом налоги, медицина, образование. Возможно, есть и искренние попытки это все решать, но механизмы по упомянутым выше причинам как следует не работают.
Рождаются опасения, что после выборов 3 июня все потихоньку стихнет и будет продолжаться, как прежде. Это означало бы долгосрочную стагнацию, спад.
Хотим ли мы этого? Может, нужна еще одна Атмода и еще один Народный фронт?"