Морщимся, но берем!
Что получится, если смешать в одном коктейле русофобию, антироссийскую истерию, ограниченность мышления и жару? Правильно, полный маразм! Его мы и наблюдали в конце минувшей и в начале этой недели — уже в качестве "послесловия" к "Новой волне".
Министр культуры Даце МЕЛБАРДЕ долго почти извинялась за то, что находящееся в ее подчинении руководство Национальной оперы осмелилось… взять деньги от Игоря КРУТОГО! Как известно, председатель жюри конкурса "Новая волна" решил справить свой юбилей в здании Национальной оперы. Известный композитор и бизнесмен не ограничился только арендной платой, он еще и пожертвовал опере 120 тысяч евро! Казалось бы, нужно низко поклониться в ножки г–ну Крутому за его щедрость и готовность пожертвовать нехилые собственные средства Латвийской национальной опере, с которой его, кстати, ничто не связывает. Ан нет! Политики стали клеймить руководство Оперы за аморальное поведение, за то, что вообще позволило Крутому справить в здании Оперы свой юбилей.
Извините, но что народный артист России Игорь Яковлевич Крутой сделал плохого Латвии? Можно по–разному оценивать и сам конкурс "Новая волна", и тех участников, которых Крутой привозит в Юрмалу (а состав звезд попсы практически не меняется годами!), но разве от этого сам композитор и его мероприятие становятся антилатвийскими? Конкурс приносит огромные деньги и государству, и Юрмальской думе, и торговцам, и ресторанному бизнесу, и гостиничному, и транспортному…
"Я уверен, что "Новой волне" можно найти достойную замену", — причитает евродепутат Артис ПАБРИКС. Так, может, хватит заниматься, простите, словесной мастурбацией? Не нравится вам "Новая волна" — организуйте свой конкурс, например под названием "Только не Россия!", соберите аншлаг в течение пяти дней в концертном зале "Дзинтари" — и тогда та же Юрмальская дума может сказать Крутому: извините, но для вас в конце июля свободных дней для "Новой волны" в концертном зале нет.
Но все мы прекрасно понимаем, что ни Пабрикс, ни наши националы, извергавшие злобу на Крутого и Ко, ничего сами организовать не в состоянии. Они привыкли говорить, не отвечая за последствия. К тому же у них самих все хорошо — и им некогда думать о судьбе тех торговцев, владельцев гостиниц и других предпринимателей, которые лишатся дохода.
Впрочем, хоть Крутого и клеймят позором, а денежки берут. Морщатся, но берут.
Вопрос лишь в том, когда наши политики начнут не разрушать, а созидать? Не нравится вам программа "Виды на жительство в обмен на инвестиции" — так предложите другую экономическую программу, которая поможет в том же объеме или даже больше наполнить бюджет! Так нет, никто не предлагает, как заработать, политики специализируются на том, как бы лишить государство миллионов! Вот такое у нас "государственное" мышление…
А конкурентов — ликвидировать!
Пока общество активно обсуждало отголоски "Новой волны" и очередной виток санкций против России, в тени осталась весьма тревожная инициатива ректора Рижского технического университета Леонида РИБИЦКИСА, который предложил серьезно сократить количество… частных вузов! "Нужно принять политическое решение", — намекнул профессор Рибицкис. То есть создать такие законодательные и бюрократические условия, в которых частные вузы просто не выживут. Что ж, согласитесь, это хоть и старый, но вполне эффективный способ борьбы с конкурентами — их ликвидация!
Причина такой инициативы понятна: из–за демографической ямы 1990–х годов количество студентов с каждым годом сокращается, причем одновременно растет удельный вес тех выпускников школ, которые предпочитают учиться за рубежом. Свою лепту в "популяризацию" латвийских вузов внес тогдашний министр образования Робертс КИЛИС, заявивший, что лучше нашим ребятам учиться за пределами страны.
В этой ситуации борьба за каждого студента становится все более отчаянной. Извините, но метод, предложенный г–ном Рибицкисом, скорее из прошлого века и присущ тотальным обществам. Сокращение частных вузов — это не только нарушение элементарных законов свободного рынка образования и экономики, но и удар по правам тех же студентов. У них сужается выбор, особенно учитывая, что в отдельных частных вузах (и только в частных!) сохраняется возможность получить высшее образование в Латвии и преимущественно на русском языке. Стоит отметить, что частные вузы вносят свою лепту и в экспорт образования — сотни студентов из–за рубежа за плату учатся в наших частных вузах.
Остается надеяться, что политики не подхватят эту опасную идею…
Абик ЭЛКИН.