Там, где 70 лет назад храбрые лачплесисы одержали победу над вооруженным до зубов Черным рыцарем
В начале августа по давно сложившейся традиции в латвийской Виеталве собрались ветераны 130–го Латышского стрелкового корпуса. Здесь, в десятке километров от Плявиняс — краевого центра, высится мемориал, увековечивший воинскую доблесть этих солдат и их боевых товарищей, не вернувшихся с полей сражений…
70 лет назад в составе Советской армии — 2–го Прибалтийского фронта — именно на этой пяди земли бойцы корпуса приняли участие в наступательной операции, именуемой в официальных источниках Мадонской. Авторы мемориала положили в основу своего творения латышский эпос, воспевший Лапчлесиса, который одержал победу над Черным рыцарем.
— Значение Мадонской операции в освободительных боях за Латвию трудно переоценить, — говорит 93–летний Мейер ДЕЙЧ. — Три дня нам пришлось вести ожесточенные, не прекращавшиеся ни на минуту бои, чтобы взять рубеж Плявиняс — Мадона и тем самым расчистить дорогу на Ригу…
Мейер, паренек из Даугавпилса, отправился на фронт добровольцем в самые первые дни войны. Как и многие другие ветераны корпуса, получил боевое крещение в битве под Москвой в 1941–м. В боях за Виеталву мог быть одним из более чем 500 погибших солдат корпуса, имена которых — на граните мемориала.
— Мадонской операции предшествовало продолжительное бегство немцев под натиском нашего корпуса, — говорит о событиях августа 1944–го ветеран. — Они без боя сдавали одну за другой позиции. А тут решили взять реванш. Воспользовались тем, что Лубанская низменность, где проходила операция, — это сплошные непроходимые болота, а также бессчетное количество холмов и полное отсутствие дорог. Фрицы укрепились на вершинах взгорков, откуда им было удобно поливать нас огнем из орудий, подтянутых сюда загодя в огромном количестве. А в долинах, чтобы мы не могли обойти противника, немцы устроили мощные оборонительные полосы. И тем не менее победа была за нами…
— Как же вам удалось выйти живым из этих страшных боев?
— В боях за Виеталву я командовал минометной ротой, заступив на место тяжело раненного боевого товарища. До этого у меня в подчинении был взвод. Я сумел не только выйти без потерь в личном составе из виеталвских боев, но и форсировать после этого под массированным вражеским огнем речушку Айвиексте. Говорят, мне было присуще очень острое боевое чутье. Оно и подсказывало мне вовремя маневры, благодаря которым я спасал жизни не только своих солдат, но и прикрывал минометным огнем других. Вы не поверите: но я дошел до самого Курляндского котла, потеряв только три "штыка"!..
Рудольф ЧАКАРС моложе Мейера Дейча. Он получил боевое крещение в 1943–м, будучи мобилизованным в латышский корпус из Красноярска, где оказались его родители в результате жизненных хитросплетений еще Первой мировой войны.
— В Виеталве я первый раз был ранен, — вспоминает старый солдат. — Ранение было легким. Перебинтовали меня — и снова направили в строй. И уже на переправе Айвиексте получил ранение серьезное. Встретил День Победы в Кенигсберге, в госпитале…
С наступлением Атмоды непросто складывалась судьба "красного" мемориала. Отстояв к тому времени четверть века без капремонта, он был на грани разрушения. Нашлись у него и недоброжелатели, поставившие целью сравнять мемориал с землей. Однако в Плявиньской краевой думе возобладал здравый смысл. Не "Молотовы и Риббентропы" здесь покоятся, а простые крестьяне и ремесленники, — таков был ответ сочинителям смертного приговора мемориалу. Не по–людски и не по–христиански тревожить их прах.
Да и на памятно–траурном торжестве, устроенном, как и прежде, по поводу традиционного "десанта" ветеранов, не убоялась попросить слова представитель краевой думы. Депутат Силга СТУЧКА заметила:
— Историю нельзя переписать. Хотя бы потому, что она по–прежнему в памяти старшего поколения многих хуторян из этих мест, бывших свидетелями тех ожесточенных боев. Да, сегодня велико число желающих историю интерпретировать. Но это не означает, что мы должны забыть о святом долге: помнить о тех, кто отдал самое дорогое — свои жизни, сражаясь за эту землю…
Сегодня мемориал содержится в идеальном порядке. На его капремонт к 60–летию Победы изыскало необходимые средства российское посольство в Латвии. Ну а местные власти обеспечивают каждодневный уход.
Кстати, красные гвоздики вместе с представителями местного самоуправления возлагают к мемориалу и ребятишки из местной школы. Среди них самый крохотный — наверное, первоклассник, который с большим выражением, старательно повествовал по–латышски:
— Виеталвские бои — это всего лишь 500 метров фронта, но погибло в них столько воинов…
Вместе с ветеранами 130–го корпуса на торжество прибыли и бывшие партизаны, которые тоже ковали Великую Победу. У них и общество одно. А обязанности его зампреда возложены на бывшего народного мстителя Илмара ПУТЕКЛИСА. Мне запали в душу его полные тревоги и в то же время оптимизма слова:
— Мы стоим на пороге 70–летия Великой Победы, но нынче она оказалась под реальной угрозой. Идут боевые действия в Афганистане и на Ближнем Востоке, проливается кровь в Африке. А теперь тень Черного рыцаря реально нависла и над Европой. Я имею в виду Украину. Мы верим, что два братских народа — украинцы и русские, которых связывает тысячелетняя общая история и которые три столетия были в едином государстве, без всяких заморских адвокатов и посредников найдут мудрое решение, как прийти к миру…
Здесь нам встретился и председатель Социалистической партии Латвии Альфред РУБИКС. Только благодаря его разносторонней поддержке традиционные встречи в Виеталве получили продолжение и после Атмоды. Альфред Петрович старается всякий раз крепко пожать мужественные руки ветеранов, находит для каждого теплые слова. А в завершение встречи приглашает их к щедро накрытому поминальному столу.
— Мне стыдно за Латвию, ставшую единственной из стран — участниц антигитлеровской коалиции, которая лишила солдат–антифашистов всяких материальных льгот, — сказал нам Альфред Рубикс. — Мне стыдно от того, что многие из них пребывают в нищете, не имеют достаточных средств, чтобы оплатить квартиру и досыта поесть. Наш парламент ни за что не хочет присуждать льготный статус таким людям…
Правда, разговор с еще одним участником встречи в Виеталве — председателем Латвийского общества ветеранов 130–го Латышского стрелкового корпуса и партизанского движения Албертом ПАЖЕ — откровенно порадовал:
— Уже второй год, как наше общество обрело статус, разрешающее нам получать пожертвования. Одержать победу в борьбе за присвоение такого статуса было нелегко. Все время наши потуги в этом направлении блокировали "нацики". Но было и отрадно обнаружить, что в стране есть немало добрых людей, желающих нам материально помогать. Конечно, мы не в состоянии всех ветеранов корпуса и красных партизан взять на содержание. Но закрыть их самые тяжелые финансовые проблемы нам удается… Огромное спасибо всем, кто протянул нам руку помощи!
Инна ХАРЛАНОВА.