Расчетные листы по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) за январь, которые получили белорусы в феврале, вызвали возмущение многих граждан. В целом за 2015 год средняя зарплата по стране в пересчете уменьшилась с более 500 до 280 евро. Однако все это не привело к росту протестных настроений в обществе, констатируют эксперты. Свои претензии к власти белорусы высказывают в социальных сетях и на кухнях, как во времена СССР. Пассивную реакцию на ухудшение социально-экономического самочувствия аналитики связывают с запуганностью белорусов со стороны властей и с "украинским синдромом", пишет DW.
Ситуация ухудшилась
В середине февраля жители Белоруссии начали получать расчетные листы за ЖКУ за январь. И были неприятно удивлены. Еще в прошлом году глава государства требовал от коммунальщиков и правительства, чтобы тарифы на ЖКУ не увеличивались более чем на 5 долларов за год. Реальность оказалась иной.
Так, средний счет за ЖКУ за январь по сравнению с декабрем 2015 года вырос на 40-70% в зависимости от размера квартиры, оплата горячего водоснабжения поднялась почти в четыре раза. Кроме того, жильцы многоквартирных домов теперь обязаны платить за пользование лифтом, энергообеспечение подъездов и внешнее освещение, содержание и уборку дворовых территорий и контейнерных площадок, обслуживание мусоропровода и так далее.
Поимо этого, с января власти сократили до 22 евро и 10 килограммов веса размер беспошлинных посылок, получаемых белорусами из-за рубежа. Все, что больше указанной нормы, облагается 30-процентной пошлиной. А владельцы автомобилей с 19 февраля должны платить на 10 евро больше за допуск транспортного средства к дорожному движению. И это далеко не полный перечень неприятных нововведений, с которыми жители Беларуси столкнулись в нынешнем году. Тем не менее массовых протестов на улицах городов пока не наблюдается.
Протестуют только предприниматели
Единственными, кто выходит на улицы отстаивать свои права, являются индивидуальные предприниматели (ИП) и немногие им сочувствующие граждане. Дело в том, что с нового года после указа президента, который предписывает иметь сертификаты на все товары, ИП просто не могут осуществлять свою деятельность, поскольку не в состоянии обзавестись такими сертификатами. Большинство товаров, которыми торговали мелкие предприниматели, были приобретены в России на оптовых рынках, но там таких сертификатов и гарантий качества попросту не выдают.
По оценкам экспертов, сегодня работу не прекратили около 20-25 процентов ИП, остальные либо ушли в вынужденный отпуск, либо сворачивают бизнес или переводят его в соседние страны. Те же, кому терять уже нечего, выходят на акции протеста. Таких в феврале только в Минске было уже две, причем в самом центре белорусской столицы - возле Дворца Республики на Октябрьской площади.
"Мне нечего терять, у нас нет банковских сбережений, мы пахали каждый день, без выходных, ездили за товаром, чтобы прокормить себя и свои семьи. Сейчас нас этой возможности лишили, и нам ничего не остается, кроме как выходить на улицы", - заявила DW предпринимательница из Гомеля Лидия, участвовавшая в митинге протеста в Минске в понедельник, 22 февраля. К слову, ИП не собираются прекращать свои - хоть и не многочисленные - акции протеста до отмены упомянутого выше указа президента.
Пассивность и страх
По подсчетам экономистов, средняя зарплата по стране за год упала почти вдвое - с более чем 500 евро в эквиваленте до 280. Многие предприятия работают неполную неделю, сокращаются рабочие места. Тем не менее белорусы не стремятся активно выражать свое недовольство складывающейся ситуацией.
По словам минского экономиста Льва Марголина, такое недовольство все-таки растет, причем не только среди пенсионеров и иных категорий малоимущих граждан, но и в рядах бюджетников и сотрудников силовых структур. "Все живут в квартирах, все ощутили на себе сокращение зарплат, надбавок, премий, бонусов и одновременно значительный рост тарифов на ЖКУ. А это уже удар по тому, что у нас называлось средним классом, это удар абсолютно по всем", - отмечает Марголин.
В то же время, продолжает он, сегодня в Белоруссии никто не готов открыто защищать свои права, но что будет завтра, сказать трудно. По выражению экономиста, всегда есть грань между голодом и страхом: пока побеждает страх - народ молчит, когда побеждает голод - страх уже никого не остановит.
Политолог Валерий Карбалевич общую пассивность белорусского общества в первую очередь объясняет продолжительным существованием в стране авторитарного режима, который подавляет всякие попытки сопротивления. Режим, по мнению аналитика, лишает население всякого влияния на политическую власть и создает ощущение и ситуацию полного бессилия общества перед властью.
Во-вторых, добавляет Карбалевич, у белорусов имеет место "украинский синдром": "Украинские события нанесли травму белорусскому массовому сознанию, поэтому люди боятся любого протеста". Кроме того, указал политолог, в Беларуси нет механизма, с помощью которого общество могло бы институционализировать свой протест. В нормальных условиях, по словам Карбалевича, должны быть зависимость власти от общества, настоящие институты народного представительства, самоуправление, выборы, сильная системная оппозиция, независимые суды и СМИ. "В Беларуси ничего этого нет", - подытожил политолог.