«С течение времени налоговая система в Латвии эволюционировала и стала фрагментарной. Это можно сравнить с раздолбанной дорогой, на которой наспех кладут заплаты на ямы. У нас есть несколько серьезных проблем в системе. Первая – это теневая экономика. По объему собранных налогов мы отстаем от остальной Европы и при этом налоговое бремя, особенно для честного предпринимателя, высокое, что является второй проблемой.
Этот парадокс целиком объясняется теневой экономикой, которая в Латвии занимает большой удельный вес. Это значит, что мы не можем просто механически повышать налоговые ставки, так как это помешает развитию конкурентоспособности нашего народного хозяйства. Уже сейчас налог на рабочую силу в Латвии так же высок как в Швеции. Понятно, что его надо снижать.
И третья проблема – для различных уровней доходов в Латвии применяется разное налоговое регулирование и разные налоговые ставки. Таким образом, мы искусственно создали маленький рай по оптимизации налогов, где у людей есть легальная возможность минимизировать уплату налогов или вообще их не платить. Это оставляет негативный эффект на отрасль народного хозяйства», - сказал Руткасте.
Он отметил, что нынешняя система не мотивирует предприятия вкладывать деньги в свое развитие, и лишь большие предприятия, у которых есть налоговые консультанты, могут минимизировать уплату налогов. Поэтому и была предложена эстонская модель налоговой системы, когда прибыль, которая реинвестируется обратно в развитие предприятия, не облагается налогами, сказал представитель Банка Латвии.
«Мы консультировались со своими коллегами из эстонского Центробанка, которые анализировали данные предприятий с момента введения регулирования подоходного налога с предприятий, и данные ясно показывают, что эта система способствовала развитию эстонских предприятий – финансовое «здоровье» этих предприятий существенно улучшилось.
Повысилась продуктивность предприятий, выросли инвестиции в развитие – показатели гораздо лучше, чем в Литве и Латвии», - отметил Руткасте, подчеркнув необходимость предстоящей налоговой реформы, которая должна покончить с непрогнозируемыми изменениями в налоговых ставках и их колебаниями.