Предложения правительства Латвии в рамках нового бюджета не имеют ничего общего с нуждами обычных жителей. Выгоду от реформ извлекут лишь те, кто подстроился поближе к потокам государственных денег, заявил в программе Латвийского радио 4 «Действующие лица» предприниматель и бывший премьер-министр Латвии Вилис Криштопанс.
По признанию экс-главы правительства, ситуация в современной Латвии его ужасает.
«Ситуация дошла до ужасной. Представляете, ведь я уже 18 лет не в политике, не премьер. 18 лет! В наше время не было 400 тыс. уехавших; в наше время такой банк, как Parex, не обанкротился; в наше время не было выдана гарантия «Лиепайскому металлургу» на 70 млн, и так далее, и так далее. У нас был очень маленький дефицит бюджета. [...] Да, мы тогда не были в составе Евросоюза, но мы шли туда, и в НАТО шли, и пришли. И это я хочу записать и в свои заслуги. [...] Экономическая ситуация и оптимизм у людей был совершенно другой. Мы мечтали, что здесь более-менее нормально будет, но то, что случилось, то случилось», — констатировал Криштопанс.
Бывший премьер в частности указал, что сегодня на среднем латвийце лежит непосильный груз финансовых расходов, а жизнь в стране все дорожает.
«Мы с женой посчитали, какой же груз лежит на пенсионере, на малом бизнесе, на предпринимателе. Это просто ненормальный груз. Это не только один-два налога, это Rīgas siltums, это Latvijas Gāze, это Latvenergo, Lattelecom, и это все только идет в гору. Сейчас акцизный налог, горючее будет дороже. Это просто ненормальная нагрузка на человека, на простую семью. И тут только один аргумент мы все время слышим там, наверху: «Нам нужно больше! Нам нужно больше, чтобы-чтобы-чтобы».
Сейчас начали рассматривать бюджет, как всегда, у каждого министерства есть масса новых разных предложений. А у меня такой вопрос: а как эти предложения совпадают с нуждами людей? Там подстроились какие-то люди (ну, например, те, которые строят больницы, как Страдиня), там подстроились столько людей, чтобы заполучить эти миллионы... Там я не вижу ничего общего с нуждами людей. Вот, что бесит. Просто бесит»,
— признался экс-политик.
В качестве примера распределения средств не в интересах жителей Криштопанс привел латвийскую модель здравоохранения.
«Пока не будет изменена вся система медицины, деньги можно вливать, как воду лейкой — в песок. Там никогда не будет хватать. Понимаете, это как такая труба, в самом низу которой — пациент. Выше — санитар, сестра, потом врач, и так далее. А сверху в эту трубу мы заливаем 800 млн каждый год. И пока дойдет до самого низа, на пути будут несколько фильтров: строители больниц, продавцы медикаментов и оборудования, получастные и частные компании. То есть эту трубу нужно перевернуть, и тогда половина этих фильтров пропадет. Но как только кто-то пробовал это сделать, его тут же уничтожали. [...] Нужна нормальная страховая система, как OCTA и KASKO у машин. Это я сто раз говорил и буду говорить. Но те, которые пристроились к этим 800 млн, очень не хотят этой системы. А пациент ничего изменить не может», — пояснил Криштопанс.
Экс-министр добавил, что с негативным примером работы системы здравоохранения Латвии приходилось сталкиваться и его семье.
«У меня дочка пошла в Страдиня, болит живот. Ну, хорошо, пощупали — дали лекарства, уходи домой. Приехала в Валмиеру к другу на следующий день — ну, болит. Привезли ее сразу на скорой на операционный стол — аппендицит. Ей сказали — «вы бы умерли через два дня». Это моя дочь! Это конкретный пример. А вы говорите, «не дают умереть». Еще как дают», — с сожалением признал Криштопанс.
В беседе с радиостанцией бывший политик выразил уверенность, что именно против существующей системы здравоохранения латвийцы и должны протестовать в первую очередь, выходя на улицы.
«В медицине не денег не хватает, а системы. Она 27 лет создавалась врачами, потому что почти все министры были врачи. Ну, как они могли, так они и сколотили эту систему здравоохранения, которая очень. Она очень кривая. Больной там — самый крайний.
[...] Пока общество ничего не будет понимать, не будет думать, как я, например, думаю — ничего не будет. [...] Пока общество не дорастет до того, чтобы выходить на улицы не против олигархов, а за изменения системы здравоохранения, ничего не будет. Вот и все», — резюмировал экс-министр.
Криштопанс также пояснил, почему не считает скандал вокруг так называемых «разговоров олигархов» хоть сколько-нибудь важным и серьезным.
«Ну... Во-первых, это смешно. Я знаю их всех. И тех, чьи имена у всех на слуху, и тех, о которых пока никто не знает. Но речь же здесь идет о чем? Подслушивали-то одного Шлесерса. [...] Причем там олигархи? Туда пару раз пришел Лембергс, Шкеле там вообще не появлялся. О чем мы говорим? Я смеюсь над этим.
Я был в очень многих компаниях, где говорят и не такие еще вещи, и там нет ни Шлесерса, ни Лембергса, ни Шкеле. Так что это все такая смешная история...
[...] Что эта борьба с олигархами даст? Они давно не у власти. Ну хорошо, Лембергс в Вентспилсе. Но почему его избирают 80% жителей, если он такой плохой? Вот этого я никак не могу понять, и не пойму», — сказал Криштопанс.
Оценивая латвийскую экономическую модель в целом, бывший премьер пожелал правительству больше думать о том, как развивать ключевые отрасли, нежели «закручивать гайки».
«Если бы мне принадлежало это королевство, я бы начал с того, как увеличить экономику. Сейчас все силы бросаются как будто против «теневой» экономики. [...] Давайте удвоим латвийскую экономику. Как? Это уже надо думать. Что творится с транзитом, что творится со строительством — взять каждую область, и пустить энергию, которую они тратят на борьбу с «теневой» экономикой, на развитие отраслей.
Что нам надо сделать, чтобы одна из 28 стран ЕС — Латвия — была более привлекательна для бизнеса, который сюда приходит. [...] Можно все поднять. Просто надо смотреть конкретно. [...] Если мы удвоим латвийскую экономику, то даже при этой страшной медицинской системе всем хватит. Надо увеличивать экономику, а не пробовать собрать какие-то крохи», — посчитал Криштопанс.
В частности, экс-глава правительства подверг критике и новую налоговую реформу. По его мнению, она не только облегчит жизнь предпринимателям, но и заставит затянуть пояса рядовых латвийцев.
«Мне кажется, самый страшный удар по всем — это акцизный налог на горючее. За это будут платить все и будут плакать в следующем году»,
— указал Криштопанс.