Нехватка рук и мозгов — это надолго
Справедливости ради заметим, что в трудовых ресурсах нуждаются практически все страны ЕС и идет жесткая конкуренция за рабочие руки…
Минэкономики предложило свои варианты решения этой проблемы, и уже в ближайшее время правящая коалиция должна обсудить эти предложения и дать зеленый свет тем поправкам, которые для реализации этих предложений придется внести в миграционное законодательство.
Если вкратце, то предложения минэкономики можно разделить на три части.
Первое предложение — реалистическое — связано с упрощением порядка приглашения в нашу страну гастарбайтеров. Насколько можно понять, суть его в том, что сами работодатели проверяют квалификацию и наличие соответствующего опыта потенциального иностранного работника. Также, видимо, для завоза гастарбайтеров уже не нужно будет ждать, а не появится ли на эту вакансию местный работник. Или по крайней мере срок ожидания будет значительно сокращен. Соответственно и сами работодатели будут нести ответственность за возможные нарушения.
Второе предложение из ряда полуфантастических — это попытка вернуть на рынок труда те 27 процентов латвийцев работоспособного возраста, которые сейчас официально не работают. Во–первых, многие длительные безработные если и согласятся снова работать, то только за такую зарплату, которую им точно не предложат. Даже после переквалификации. А во–вторых, не факт, что хотя бы половина из этих 27 процентов неработающих латвийцев работоспособного возраста еще реально находятся в Латвии.
До гробовой доски
Третье предложение — фантастическое — это попытка максимально заменить работников низкой квалификации роботами и искусственным интеллектом. Нет, конечно, возможно, в далеком будущем это произойдет, но пока еще Латвии лет минимум 10 понадобятся и грузчики, и уборщики, и кладовщики, и тем более разные подсобные работники, включая помощников строителей и т. п.
Что же касается предложения премьера, то, кажется, и сам премьер уже старается сейчас о нем не вспоминать. Речь идет о дальнейшем повышении пенсионного возраста с тем, чтобы пожилые люди продолжали работать, видимо, до гробовой доски. Но очевидно, что у такого предложения по крайней мере в этом сейме точно не наберется большинства. Особенно учитывая, что и сегодня те пенсионеры, кому здоровье позволяет и кого хочет видеть на рабочем месте работодатель, продолжают трудиться. Им это зачастую просто необходимо — пенсии реально не хватает на жизнь…
Едва ли Кариньшу удастся и быстро осуществить еще одну реформу — пенсий по выслуге лет. Даже если какие–то категории работников, имеющих сейчас право на пенсию по выслуге лет, и лишат этого права, то только после переходного периода, который может продлиться 5–10 лет. Впрочем, едва ли это кардинально изменит ситуацию на рынке труда.