Искать пропавшие в лужах номера, объезжать затопленные участки, не оставлять автомобиль в местах, которым грозит затопление — это водительская рутина во время бурь и сильных дождей. При большом объёме осадков система отвода дождевых вод не может их отвести. В столице за неё отвечает Департамент внешней среды и мобильности. Там считают, что в целом с последствиями июльской бури справились хорошо.
«Конечно, есть места, где система отвода ливневых вод не построена. Но постепенно ситуация улучшается: мы разрабатываем систему отвода в новых местах. Работа идёт. Все места сразу улучшить невозможно, но мы эти места знаем», — говорит глава управления дорожной инфраструктуры этого департамента Андрей Уртанс.
Стоимость проектирования и строительства такой системы зависит от многих факторов. Кроме самой трубы для отвода дождя необходимо выстроить ливнёвки у домов. В отдельных местах ливневую воду в Риге уже сейчас отводят отдельно. Речь о новостройках и реконструированных зданиях.
«Вот в таких зданиях, как на фоне […] — тут есть резервуар для большого объёма дождевых вод, которые потом с помощью насосов передаются дальше в город», —рассказывает инженер наружных систем Константин Зорин.
Такой резервуар позволяет не перегружать городскую систему дождеотвода. При этом всё происходит автоматически.
Но есть районы, где вся вода — из квартир и домов, а также с улиц — оказывается в одной трубе.
Старый город в столице — одно из тех мест, где система сточных и канализационных вод не отделена. А значит, всё, что попадает в ливнёвки, дальше отправляется на очистительную станцию Rīgas ūdens.
В июле городское предприятие похвасталось новой канализационной насосной станцией — крупнейшей в Балтии, современной и автоматизированной. Туда и попала часть воды с рижских улиц.
«Во время этой бури в наши очистительные установки попало около двухсот сорока тысяч кубометров воды. Это где-то на 30-40 процентов больше, чем в обычных условиях. Во время сильных дождей в нашу систему попадает практически чистая дождевая вода. У нас даже был курьёзный случай: сенсоры очистительных установок показывали, что вода уже чистая и её не надо очищать. То есть канализационные воды были так сильно разбавлены, что даже электроника считала их чистыми», — отмечает представитель Rīgas ūdens Сандрис Ванзовичс.
Канализационные и сточные воды проходят очистку, а потом отправляются в Рижский залив. А могли бы просто в почву. Без затрат на очистку.
В Rīgas ūdens считают, что с последствиями бури предприятие справилось хорошо. И даже смогло помочь соседней Юрмале. В этом городе ещё продолжаются работы, поэтому комментировать ситуацию там еще не были готовы.
Но если у всех всё хорошо, то почему же улицы всё равно затапливает?
«При обслуживании улиц забиваются сами дождеприёмники. Вообще город их чистит, но я вижу, что прошли, скосили траву, трава попала в дождеприёмник — и всё», — отвечает Константин Зорин.
«Специалисты чистят их в зависимости от ситуации. Если дождеприемник забился и вода не уходит, его обследуют. Или если поступили жалобы», — говорит А. Уртанс из Департамента внешней среды и мобильности.
Поэтому, если видите забитый листьями и ветками дождеприёмник, очистите его. Или сообщите в департамент. Возможно, это спасёт ваш дом или машину от затопления.