Александра Кублинского похоронили днем в субботу, 27 января, на 1–м Лесном кладбище. А отпевание состоялось в 11 утра в православном храме Александра Невского. В последнее время об авторе мегахита "Ноктюрн" ("Ночью в узких улочках Риги"), который называют неформальным гимном латвийской столицы, практически ничего было не слышно. Что вполне объяснимо: как мы сообщали, в конце 2014 года маэстро перенес тяжелейший инсульт. И вот 24 января в 00.20 произошел второй удар, который он уже не смог вынести.
Конечно, для любого творческого человека самое важное, чтобы о нем не забывали. Отмечу, что "7 секретов" постоянно писали об Александре Кублинском, стараясь его всячески поддержать. Примечательно, что последней статьей, в которой мы рассказывали о его творчестве, был целый разворот с характерным названием "Ноктюрн" Кублинского на улочках Сингапура". Он вышел совсем недавно — 18 января в кабачке "7 секретов".
Газета помогла
Как отметила вдова композитора Даце Кублинская, Александр плакал над статьей. Он был необыкновенно тронут. В публикации шла речь о выдающейся скрипачке из Сингапура Шу Черн Лим, которая играет на уникальном инструменте — скрипке Амати. Она не раз приезжала в Ригу на конгрессы "штатников" — встречи бывших рижан, которых судьба разбросала по всему свету.
Эти съезды из года в год проводит знаменитый продюсер Яков Нейхаузен, который за океаном стал Джеком. Ему во всем помогает его супруга — королева кабаре с мировым именем Аэлита Фитингоф. Она всю жизнь исполняла "Ноктюрн", прославляя имя латвийского композитора. Так, в прошлом году Аэлита включила шесть самых лучших песен Кублинского в свой последний двойной диск Only You.
Самое удивительное то, что певицу и ее супруга познакомил с маэстро в 2011 году ваш покорный слуга. Я тогда написал очередную статью о Кублинском, побывав у него в гостях, благо он жил в Агенскалнсе, на кольце 12–го троллейбуса, недалеко от нашей редакции.
Аэлита была в шоке, увидев статью в газете. Она почему–то была уверена, что автор ее любимого "Ноктюрна" уже давным–давно умер. А теперь представьте ее удивление, когда я ей сказал, что он не только жив, но и с удовольствием пообщается с заокеанскими гостями. Так и произошла поистине та памятная встреча.
Надо сказать, что в советское время "Ноктюрн" крутили везде и всюду. Казалось, песня лилась из всех окон. Примечательно, что первой на Центральном телевидении в Москве ее исполнила именно Аэлита Фитингоф. Она тогда выступала в прославленной команде КВН РКИИГА (под руководством знаменитого капитана Юрия Радзиевского), которая даже стала чемпионом Советского Союза.
Рижских кавээнщиков пригласили в Первопрестольную, где их ждал невероятный триумф. 15–летняя Аэлита была очень остроумной девчонкой. Помогала ребятам писать тексты. Но главное, что уже тогда пела. Вот и выбрала хит своего города.
Со своей стороны, Кублинский был приятно удивлен, узнав, что американская певица исполняла его "Ноктюрн" еще до Москвы в юрмальском ресторане "Лидо", который в те годы был чрезвычайно популярным. А потом в течение всей творческой карьеры эта песня всегда присутствовала в ее репертуаре. Для Аэлиты она стала своего рода талисманом, связью с родным городом.
Она непременно исполняла "Ноктюрн" и в Сингапуре, и в Аргентине, и в Японии, и в Южной Корее, и в Израиле, и во многих, многих других странах. Так что можно назвать парадоксом, что с композитором лично Аэлита познакомилась лишь в 2011 году.
Кублинский жил в знаменитом Доме художников в Агенскалнсе, построенном по спецпроекту из светлого кирпича. Трехкомнатная квартира с высоченными потолками и огромными окнами находится на верхнем, 8–м этаже. С просторного балкона открывается прекрасный вид на Старую Ригу.
Одинокий талант
На памятной встрече присутствовал и рулевой кабачка "7 секретов". С тех пор мы дружим как с Аэлитой Фитингоф, так и с ее супругом Джеком Нейхаузен. Тогда маэстро, написавший более 300 эстрадных песен, пребывал в полном одиночестве. Музыкант был женат трижды. "И каждая из моих подруг была настоящей красавицей. Даже не знаю, что они во мне такого находили!" — со смехом говорил композитор. К счастью, он случайно встретил в магазине в своем районе одну свою давнишнюю поклонницу Даце Рейнхолде, работницу детского сада. Она вызвалась ему совершенно безвозмездно помогать. А вскоре даже поселилась у него, чтобы все время быть рядом.
Помню, когда я заглянул к маэстро, то в квартире царила уже просто идеальная чистота. Натертый паркетный пол блестел. Откуда–то появились даже симпатичные чашки. Мы дружно пили чай, а Александр рассказывал интересные случаи из своей жизни. "Это мой ангел!" — сказал маэстро о своей помощнице. Как выяснилось, Даце была давно знакома с Александром заочно.
Она боготворила его с детства. Ей было всего 8 лет, когда она постоянно крутила пластинку, на обложке которой была фотография Кублинского. С тех пор он стал для нее настоящим кумиром. Девочка с удовольствием танцевала под "Мини–юбку", "Большую Медведицу" и другие хитовые песни композитора. А в реале они впервые познакомились в 1975 году.
В тот жаркий летний день длинноногая 17–летняя брюнетка со своей такой же высокой и стройной подругой–блондинкой Инарой загорали на пляже. Конечно, мужчины на них засматривались. В какой–то момент Инара пошла купаться, а Даце осталась на берегу.
Телефончик не попросил
Вдруг она заметила в десяти метрах от себя мужчину. "Что такая лань делает одна на берегу моря?" — спросил Александр Кублинский. Это был, конечно, он. Потом знаменитый 39–летний композитор пригласил молоденьких симпатичных девчонок в ближайшее кафе. Они посидели и… разошлись, даже не оставив друг другу номера телефона.
Потом в 26 лет Даце вышла замуж за художника Иманта Рейнхолда. Родила сына. Второй раз она и Кублинский встретились спустя более чем тридцать лет — в 2006 году. Даце работала нянечкой. По дороге к ребенку зашла в магазин, при котором было кафе. И вдруг, к своему изумлению, увидела там своего любимого композитора.
Ему было 70 лет. Тем не менее она смотрела на него влюбленными глазами. Такими же, как и в 75–м… Чувства снова вспыхнули. Но и тогда она постеснялась в них признаться. С другой стороны, Александр уже и не помнил о той их первой встрече на берегу Лиелупе.
Прошло еще четыре года. Летом 2010 года судьба их свела вновь. Даце тогда работала нянечкой в Агенскалнсе, где, как мы отмечали, проживал маэстро. Так что рано или поздно они должны были пересечься. С тех пор они уже не расставались. А потом случился первый инсульт. Кублинский попал в 17–е реабилитационное отделение Рижской 1–й больницы. Даце его не бросила, она всегда была рядом.
Прямо в больничной палате Александр сделал ей предложение. Свадьба состоялась в январе 2015 года. Их "свадебным путешествием" стала поездка в реабилитационный центр "Яункемери", продлившаяся месяц. Все последние годы супругам помогали Аэлита и Джек. Конечно, если бы не помощь Даце, последней спутницы жизни композитора, и не поддержка друзей, Кублинский, возможно, ушел бы в мир иной намного раньше. Светлая память!
Дмитрий МАРТ.