От латвийской столицы Берлин сразу отличается количеством приезжих: их здесь очень много.
«В Латвии очень боятся этих приезжих, refugees (пер. с англ. «беженцы») — если приедут пять человек, у нас боятся, как бы не приехали шесть. А там — 30% иностранцев, людей с другим цветом кожи, и ты видишь, что ничего не происходит. Люди живут. Каждый человек на свете хочет жить, и хочет спокойно жить. И никто не приезжает, чтобы кому-то мешать жить. Каждый хочет почувствовать дом. [...] Все хотят мира и спокойствия», — отмечает Марго.
По ее мнению, угрозу беженцев значительно преувеличивают СМИ.
«В 1970-х годах было в сто раз больше инцидентов. Просто мы живем в такое время, когда слышим о каждом происшествии. Мы живем в самом-самом спокойном веке»,
— уверена режиссер.
В первую очередь Берлин привлек Марго своей театральной жизнью — здесь сразу три больших оперных театра мирового масштаба. Однако привыкнуть к немецкому менталитету ей удалось не сразу.
«Встреченные мной немцы — одни из самых толерантных людей на свете. Очень образованные люди, открытые. И очень рациональные, в отличие от нас. [...]
Я всегда советую своим друзьям-немцам приезжать к нам и учиться думать иррационально — вы слишком рациональны!
[...] Я очень долго их ненавидела. «Порядок!» «Порядок!» Но со временем полюбила. Видишь, что страна работает. [...] Я не могла понять, как можно делать все по пунктам. А как же чувства? Но со временем понимаешь, что такая большая страна — 80 млн людей — не может просто плыть по течению, она должна быть организована», — признает Марго.
Здесь, в Берлине, она уже успела получить высшее образование. Причем, совершенно бесплатно — для этого достаточно лишь было знать немецкий язык.
«Мне кажется, это большая ошибка, что в Латвии детей не учат немецкому.
Я считаю, здесь лучшее в мире бесплатное образование. Это не далекая и дорогая Америка. [Здесь] такое хорошее образование, так много бизнеса, так много было бы работы», — считает режиссер.
Разумеется, Берлин знаменит и своими ночными клубами. Однако несмотря на, казалось бы, бесконечные тусовки, никаких пьяниц и алкоголиков здесь, по словам Марго, нет.
«Берлин — это город тусовок.
Половина приезжает туда только тусоваться, половина там живет всю жизнь, тусуется. По 40 лет, без паузы — я знаю людей, которые с 1980-х еще не перестали тусоваться. [...] Как-то радуются люди!
Я вообще не видела алкоголиков в городе за эти десять лет. Нету алкоголизма. Люди проводят вместе время, танцуют, встречаются.
Мы, молодые демократии — Литва, Польша, Латвия, Эстония — спешим. Работаем на четырех работах одновременно, накапливаем капитал, стабильность. А в Берлине люди просто отдыхают», — сравнивает Марго.
Еще одна отличительная черта берлинцев — их скромная манера одеваться.
«Стильно и красиво одеваются только на тусовки. [...]
Так, как мы одеваемся здесь, в Латвии — нигде не одеваются.
Мы всегда стараемся создать о себе обманчивое впечатление. В Берлине хотят, чтобы человек не изображал из себя кого-то, кем он не является. Там над такими смеются. [...]
Я помню это первое чувство, когда приехала сюда десять назад: можно пойти в магазин в спортивном костюме! И никто косо не посмотрит. В Латвии так нельзя — взять и пойти за хлебом в спортивном костюме.
А в Берлине это даже что-то вроде нормы», — рассказывает латвийка.
Марго признается, что чем больше живет в Берлине, тем сильнее чувствует себя рижанкой. Однако сделать выбор между двумя городами не может. Да это, впрочем, и не нужно — ведь расстояние между городами не такое больше, чтобы нельзя было позволить себе попеременно бывать то в Риге, то в Берлине.
Впрочем, целый ряд однозначных преимуществ перед Берлином у нашей столицы, по словам Марго, есть.
«Тут хорошая еда. В Германии — плохая. [...]
Здесь воздух, вода лучше. Еда в сто раз лучше. [У нас] в каждом супермаркете еда лучше, чем в Германии.
Первое, что я покупаю — это селедка под шубой, как-то так получается. Черный хлеб. Яблоки ужасно вкусные здесь, без химии (если на рынке покупать, местные). Все грибы, морковь... Все люблю», — заключает Марго.