Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Чт, 11. Июня Завтра: Ingus, Mairis, Vidvuds
Доступность

Сырочек и стаканчик йогурта – не так безобидны, как кажется: латвийские дети набирают вес

дети, ожирение

Согласно исследованию ВОЗ, за последние пять лет в Латвии существенно снизилось количество курящих и пьющих молодых людей. Более половины школьников чувствуют себя очень хорошо. Раньше число удовлетворенных своим здоровьем было ниже. Однако при этом латвийские дети толстеют. Хотя и не так стремительно, как в других странах, рассказала ЛР4 по телефону аналитик Центра профилактики и контроля заболеваний Бирута Велика.

«Если посмотреть на карту стран, по которым проводилось исследование, мы увидим, что латвийские данные – довольно хорошие по сравнению со странами Южной Европы или даже Скандинавскими странами. И особенно если сравнить с Америкой и Канадой, где более 30% мальчиков – с лишним весом или ожирением. Но мы и не можем говорить, что всё хорошо, если сравнить с нашими же данными за 2010 год – по ним видно, что нарастает лишний вес и ожирение».

Каждый пятый первокласник имеет лишний вес. И к сожалению, с годами они не худеют, а наборот. К 13 годам в их компании прибывает. Специалист по питанию детской клинической университетской больницы Ольга Любина говорит: даже те, кто в 7 лет был стройным, к переходному периоду существенно прибавляют лишние килограммы:

«Это связано и с эмоциональными изменениями, с гормональными изменениями подросткового периода – очень часто дети начинают уже бунтовать против каких-то родительских запретов и из чувства независимости меньше следят за тем, что они едят. И становятся социально изолированными, если проблема [лишнего веса] уже налицо. Оставаясь в своем замкнутом пространстве, они становятся менее подвижны, начинают больше заедать весь свой стресс, и проблема становится все более серьезной и актуальной именно в этом возрасте».

В Детской клинической больнице признают: с каждым годом им чаще приходится лечить маленьких пациентов, проблемы со здоровьем у которых возникли именно из-за лишнего веса. Притом заболевания эти – совсем не характерные для детского возраста: например, повышение уровня глюкозы в крови, указывающее на преддиабетное состояние, или ожирение печени, когда жир откладывается уже во всех внутренних органах и негативно влияет на работу всего организма, отметила Ольга Любина.

Проблема обрела такие серьезные масштабы, что в Детской клинической университетской больнице запустили программу коррекции веса. За почти два года ее прошли более 120 детей – не просто с лишними килограмамми, а с серьезным ожирением. И главная цель в случае детей не снизить вес как таковой – подросток 12-13 лет еще будет расти, – а прекратить его ненормальный прирост, говорят специалисты. А вот в 16-17 лет, когда тело подростка уже сформировалось, возможно уже добиться постепенного снижения веса и на 20 кг, и даже на 30 (в последнем примере речь – о стартовых 120 кг).

Какое-то время назад, когда велась дискуссия о том, чтобы убрать из школ газировку и булочки, многие диетологи утверждали, что именно эти продукты и являются корнем зла. Проанализировав результаты исследования, представитель ВОЗ в Латвии Айга Рурена пришла к выводу, что латвийских детей все-таки отучили от нездоровой пищи, в то время как их ровесники в других странах едят фаст-фуд за обе щеки и запивают его колой.

«То, чем вы выгодно выделяемся на фоне других стран – низкое потребление газировки. Наши политические инициативы дали свои плоды. В 2004 был введен акциз на сладкие газированные напитки, а в 2006-м они, вместе со сладостями и солеными закусками, исчезли из школьных буфетов. В результате потребление этих продуктов снизилось почти в три раза», - говорит Рурена.  

То есть причина не в газировке и не в булочках. Так в чем же? Оказывается, в Латвии очень популярно одно очень опасное заблуждение. Ни в одной другой стране, где проводилось исследование, не потребляют так много молочных продуктов, как в нашей. Творожный сырочек и стаканчик йогурта – не так безобидны, как кажется нашему обществу, рассказала Ольга Любина:

«Родители абсолютно уверены, что, если утром дать ребенку йогурт или творожный сырочек, это является полноценным завтраком, что неверно. Мы очень много внимания уделяем подсчету сахара в различных молочных продуктах, особенно в йогуртах, потому как именно этих продуктов в Латвии очень много употребляют в пищу дети. Средний йогурт на 200 мл может содержать в себе около 4-5 ложек сахара».

Основная причина ожирения среди латвийских школьников – отстутствие достаточной физической активности. К такому выводу пришли исследователи Всемирной организации здоровья. По их стандартам школьник должен заниматься спортом как минимум один час каждый день. И подавляющее большенство учеников этого норматива не соблюдает.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Свободы нет: Сейм отклонил законопроект о запрете содержания кур-несушек в клетках

Сейм Латвии отклонил законопроект о запрете содержания кур-несушек в клетках. Документ предусматривал постепенный отказ от клеточных систем и полный переход на бесклеточное содержание к 2032 году.

Сейм Латвии отклонил законопроект о запрете содержания кур-несушек в клетках. Документ предусматривал постепенный отказ от клеточных систем и полный переход на бесклеточное содержание к 2032 году.

Читать
Загрузка

Под Беберене сильный ветер сорвал крышу с храма. ВИДЕО

В Бебренской волости Аугшдаугавского края сильный ветер сорвал примерно две трети крыши католической церкви Святого Иоанна Крестителя. Об этом агентству LETA сообщил исполнительный директор самоуправления Аугшдаугавского края Петерис Дзалбе.

В Бебренской волости Аугшдаугавского края сильный ветер сорвал примерно две трети крыши католической церкви Святого Иоанна Крестителя. Об этом агентству LETA сообщил исполнительный директор самоуправления Аугшдаугавского края Петерис Дзалбе.

Читать

Не везёт трамваям в Иманте: теперь он столкнулся с автобусом (ФОТО)

Около 17 часов в четверг,11 июня, в Иманте произошло очередное ДТП с участием трамвая - об этом сообщается в группе Ездуны в Фейсбуке. 

Около 17 часов в четверг,11 июня, в Иманте произошло очередное ДТП с участием трамвая - об этом сообщается в группе Ездуны в Фейсбуке. 

Читать

Очевидцы засняли в Леясцемсе настоящий торнадо. ВИДЕО

В Леясциемсе Гулбенского края прошёл настоящий торнадо, сообщают очевидцы.

В Леясциемсе Гулбенского края прошёл настоящий торнадо, сообщают очевидцы.

Читать

Теперь это беспроводная зарядка: в Вецмилгрависе разгромили Ignitis

У электрозарядки для автомобилей Ignitis в рижском микрорайоне Вецмилгравис пропали провода со штекерами. Вероятно кто-то их срезал.

У электрозарядки для автомобилей Ignitis в рижском микрорайоне Вецмилгравис пропали провода со штекерами. Вероятно кто-то их срезал.

Читать

Ни студентов, ни гастарбайтеров? Латвия мощно ужесточила иммиграционный закон

В четверг в окончательном чтении Сейм принял новый закон об иммиграции, который предусматривает существенное усиление миграционного контроля, пересмотр порядка въезда и пребывания граждан третьих стран, а также предоставляет иностранцам возможность получать временный вид на жительство (ВНЖ) на срок до пяти лет в обмен на инвестиции.

В четверг в окончательном чтении Сейм принял новый закон об иммиграции, который предусматривает существенное усиление миграционного контроля, пересмотр порядка въезда и пребывания граждан третьих стран, а также предоставляет иностранцам возможность получать временный вид на жительство (ВНЖ) на срок до пяти лет в обмен на инвестиции.

Читать

Грозовые ливни обрушились на юг Латвии и движутся к центральной части страны

В четверг около 17:00 сильная гроза достигла муниципалитета Ливаны с юга, затронув также муниципалитеты Екабпилс и Прейли, согласно метеорологической информации.

В четверг около 17:00 сильная гроза достигла муниципалитета Ливаны с юга, затронув также муниципалитеты Екабпилс и Прейли, согласно метеорологической информации.

Читать