Участок под объект находится примерно в 600 метрах от поселка Дрейлини, застроенного индивидуальными домами "верхнего среднего класса». И в Дрейлини, и в Ропажи есть и многоэтажная застройка. «Нам говорят: Рига где-то должна сжигать свой мусор. Но планируется строительство здания завода в 60 метров высотой – это эквивалентно 18-ти этажному дому и труба еще выше – 80 метров. Не говоря о том, что это строительство уничтожит зеленую зону - площадь выделенного участка 6 га, работа этого завода ухудшит экологическую ситуацию и, банально ухудшит ситуацию для владельцев недвижимости в данном районе. Будет проблема с ее продажей, дома упадут в цене», - поясняет press.lv беспокойство местных жителей Артур Клебахс, житель Дрейлини.
«Нам говорят, что такие заводы строят, например, в черте Антверпена и никаких протестов местных жителей не происходит. Говорят, что при сжигании мусора будут использовать самые современные фильтры. Но только для доставки мусора на завод нужно будет до 40 грузовиков в день. О какой хорошей экологии при таком потоке грузовиков мы можем говорить», - продолжает он.
Узнав о проекте через социальные сети, жители Ропажского края и Дрейлини уже собирались на стихийный митинг. Отправлено два коллективных письма – в Ропажскую думу и Государственное бюро по контролю за окружающей средой.
Процесс подготовки к строительству тем временем идет полным ходом. Уже получены все необходимые обоснования и заключения и компания SIA Vides resursu centrs приступила к следующему этапу – общественному обсуждению проекта. Она входит в группу компаний, гораздо более известных в Риге как Clean R – специализирующихся на вывозе, сортировке и переработке различного бытового и промышленного мусора в городе.
Компания запустила рекламный ролик в Интернете, где показывает как вольготно будет дышать жителям Дрейлини по соседству с производством. Кстати примерно в километре от будущий стройки расположен введенный в строй этой компанией крупнейший в Балтии завод по сортировке мусора в 2015 году, который перерабатывает 1,2 млн. тонн отходов в год.
Позиция компании: где-то же нужно сжигать рижский мусор. Однако жители не уверены, что завод будет сжигать исключительно местный мусор и не станет полигоном для европейского мусора. Чем вызваны их страхи?
Большие, очень большие деньги
Cогласно утвержденному в 2021 году Государственному плану управления отходами на 2021-2028 годы, Латвия планирует построить в общей сложности четыре мусоросжигательных завода (Вентспилс, Гетлини, Валмиера и Даугавпилс) и один завод по совместному сжиганию отходов в Елгаве. При этом строительство предприятия в Даугавпилсе уже было однажды зарублено на корню жителями города и депутатами думы, которые решили не идти против настроений горожан. В Вентспилсе работы идут полным ходом, в прошлом году проект получил финансирование в размере 8,3 млн. евро в банке Luminor.
Аналогично, без препятствий, реализуется проект в Елгаве.
Для строительства предприятий по сжиганию мусора запланированы денежные инвестиции в размере 160 млн. евро. При этом больше всего отведено именно на завод на границе с Ригой - 120 миллионов евро. Правда следует учитывать, что данный объем инвестиций рассчитывался из расчета, что завод будет сжигать 110 тыс. тонн мусора ежегодно. А жителям приводят другую цифру - 143 тысячи. Поэтому, скорее всего, и общая сумма строительства будет выше, ведь и изначально она рассчитывалась исходя из доинфляционных цен 2021 года. А будут ли на тот же процент увеличены меры безопасности, задаются вопросом окрестные обитатели.
Известно только, что средства на рекламу плана выделены щедро – по 3,6 млн. евро ежегодно.
И постоянно рефреном звучит фраза: вот в Европе же сжигают мусор, и никто не жалуется...
А кстати как там в Европе?
А в Европе недовольны тем, что Латвия сжигание отходов сделала основным способом избавления от мусора. Для сравнения в том же плане, для переработки мусора запланировано 57,5 млн. евро, а на на подготовку отходов к переработке и регенерации и вовсе скромные 36,75 млн. евро. Это из расчета на 7 лет действия плана – с 2021 по 2028 год.
А такое разделение инвестиционных приоритетов противоречит отчету Европейской комиссии, адресованному Латвии несколько лет назад, в котором прямо указывалось: нужно инвестирования в проекты, находящиеся на вершине иерархии обращения с отходами - включая переработку.
Чтобы выполнить данное ЕС обещание увеличить количество перерабатываемых отходов и сократить количество отходов, захороненных на свалках, к 2025 году в Латвии их должно быть переработано 55%. Подчеркнем, речь идет не о сжигании, а о переработке. Это означает, что вместо сжигания следует начать интенсивную сортировку мусора.
И вот вместо этого строятся новые мусоросжигательные заводы мощностью 170 000 тонн в год, в том числе - тот самый в Дрейлини.
Кстати, вопреки красивым рекламным роликам,
в Европе недовольны собственным опытом мусоросжигания и называют опыт «печальным».
Так доктор Йенс Петерс Мортенсен, представитель Датской ассоциации охраны природы, на фестивале «Lampa» еще в 2020 году призвал не строить мусоросжигательные заводы, потому что Дания (которую любят приводить в пример "недалеким латвийцам") еще в 2019 году поставила цель сократить количество сжигаемых отходов на 90%.
При этом в Дании нет частных мусоросжигательных заводов – они все принадлежат муниципалитетам. Гость из Дании напомнил, что окупаются мусоросжигательные заводы примерно за 30 лет. По состоянию на 2020 год общая задолженность за их установку в Дании составляла 1,9 млрд. евро. А что касается экологии –
при работе заводов образуется большое количество шлака, который тоже нужно куда-то девать и 2-5% газов, которые выходят из трубы заводов очистить невозможно никакими современными технологиями.
Датское правительство вовсе не собирается устраивать революцию. Заводы должны будут закрыты к 2030 году, когда кредиты будут погашены. А муниципалитеты должны будут обеспечить сбор и сортировку отходов от каждого домохозяйства – и вновь мы у исходной точки сортировки мусора.
Сжигание мусора постепенно вытесняется на обочину как способ переработки мусора в ЕС в целом. Еще в 2018 году в материале Европейского экологического бюро (крупнейшая в Европе сеть экологических организаций граждан, объединяющая около 140 организаций в более чем 30 странах) говорилось что ежегодно в Европе сжигается более 80 миллионов тонн отходов, что, по мнению активистов, несовместимо с целью перехода к "циркулярной экономике" - когда отходы направляются на переработку, а продукция повторно используется или перерабатывается.
ЕЭБ утверждает, что мусоросжигательные заводы ответственны за токсичные выбросы вредных для здоровья веществ, включая диоксины, тяжелые металлы и твердые частицы, которые вызывают респираторные заболевания, рак, повреждение иммунной системы, проблемы с репродуктивной функцией и развитием.
В заявлении Бюро еще в 2018 году отмечалось, что новейшие правила по загрязнению воздуха, допускаемого мусоросжигательными заводами, можно охарактеризовать как «шаг вперед – два шага назад». «Что касается загрязнения воздуха, максимальные уровни выбросов в основном остались без изменений, при этом уровни некоторых критических загрязнителей, таких как оксиды азота и ртуть, были повышены по сравнению с существующим руководством. К сожалению, особенно для людей, живущих вблизи этих заводов ", - говорилось в комментарии бюро.
Латвийский консультативный совет по окружающей среде (LAC) также призывал пересмотреть целесообразность и экономику мусоросжигательных заводов.
Однако, что могут экологи, когда на кону сотни миллионов евро и заранее подписанные контракты с клиентами. Тут бы, конечно, сказать свое веское слово Латвийской зеленой партии, но... Вы же понимаете - столько дел, столько дел: то с экзаменами для российских граждан с ВНЖ, то с переименованием 9 мая... Решительно некогда заняться "зелёными" делами.
А чем сжигать будем?
Впрочем, после 1991 года вопросы сортировки отходов никогда не были приоритетом для латвийских политиков, выбравших самую простую и дешевую модель - свалки. Благо, хотя последние несколько лет плата за утилизацию отходов и выросла, но пока составляет менее 3-4 евро на человека в месяц - намного ниже, чем в других странах ЕС.
На свалках были установлены сортировочные линии, но оказалось, что они могут отсортировать только 10% многоразовых продуктов. Остальное загрязнено естественной влажной кухонной или садовой органикой, что делает невозможным отделение, например, бумаги. Для того чтобы переработать пластик, его необходимо промыть.
"Тогда возникла идея использовать остаток в качестве технического компоста после первичной сортировки. К сожалению, результаты анализов показали, что в нем содержится около 50% некомпостируемых мелких отходов, которые трудно отделить. Что делать с этой массой? Никто не хочет признавать ее пригодным для использования компостом", - говорит Рута Бендере, доцент Латвийского университета.
Она подчеркивает, что Латвия должна ввести сортировку биологических отходов уже в 2023 году.. Другими словами, после введения сортировки количество несортированных муниципальных отходов должно сократиться почти вдвое. Если запланированные мусоросжигательные заводы будут построены, в Латвии банально не хватит сырья для сжигания. И его придется импортировать из других стран. Бинго!
А встретиться-поговорить?
Press.lv пытался получить комментарий по строительству мусороперерабатывающего завода в Ропажи непосредственно в Ропажской думе. Однако по телефону, который в администрации Ропажского округа нам дали как «телефон руководителя отдела развития Ропажской думы» нам порекомендовали «сходить в интернет», поскольку вся необходимая информация там есть.
Что ж формальные бумаги действительно подготовлены. И публичное обсуждение уже проходит. А 25 апреля дума и вовсе готова встретиться с жителями округа. Но есть нюанс.
Во-первых, при том, что подготовка к строительству идет уже несколько лет, информация о строящемся заводе появилась у жителей округа совсем недавно. И практически случайно.
Во-вторых, дума упорно отказывается от очной встречи с жителями (и избирателями, между прочим). Ссылаясь на все еще свирепствующий вирус Covid-19 и в соответствии с инструкцией Госбюро по контролю за окружающей средой, которая стоит до сих пор на сайте бюро и не менялась с 2021 года. Возможно, ропажским думцам нужно не слепо доверять инструкциям Госбюро от 2021 года, а самим "сходить в интернет", чтобы узнать последние новости о Латвии и мире. Произошло так много интересного!
Итак, встреча с жителями будет – но удаленно. Кто не сможет подключиться – извините. Только вот завод будут строить не в виртуальной реальности. И местные жители никак не могут донести свое беспокойство до руководства округа. Которое, впрочем, сами и выбрали, заметим - еще один пример того, что перед тем, как опускать бюллетень в урну, стоит подумать. Чтобы потом не разговаривать с избранной ими же думой через закрытую дверь.
Опыт Литвы и Эстонии
Ранее компания Fortum построила мусоросжигательный завод в Клайпеде, Литва. Стоимость строительства мусоросжигательного завода составила 126 миллионов евро. В начале своей работы он обслуживал только Клайпедский район и ... Собственники пришли к выводу, что отходов недостаточно. После первого года работы Клайпеда начала принимать на сжигание отходы со всей Литвы.
По данным литовских СМИ, тепло, продаваемое "Фортум Клайпеда", является одним из самых дорогих в Литве. В Клайпедском районе только 15,3% отходов перерабатывается, 15,2% компостируется, а 62% сжигается. 7,5% отходов выбрасывается на свалку.
В Таллине эстонская энергетическая компания Eesti Energia в начале своей деятельности не взимала с города Таллина плату за сжигание отходов. После предложения Финляндии сжигать отходы, образующиеся в этой стране, и взимать за это плату, произошли значительные изменения. Теперь эстонцы также сжигают отходы, образующиеся в Финляндии.
Ну и, наконец, повторим: ЕС не считает переработкой сжигание отходов, даже с рекуперацией энергии и использованием для получения электричества и тепла.
Так что если вам расскажут, что строя мусоросжигательный завод Латвия делает "всё как в Европе" - вы имеете полное право усомнится. Так же, как и в "европейскости" отношения местных властей к своим избирателям.